Никите Михалкову – 75: как режиссер со своими друзьями создавал шедевры
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат «Оскара», обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля – всех наград Никиты Михалкова не перечесть. Но главное – для российского зрителя он навсегда герой кинематографического труда, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.
Это сейчас он режиссер всея России, а свои первые шаги в большом кино Никита Михалков начал с фильма «Я шагаю по Москве». Ему тогда было только 18. Сыграв метростроевца Колю, он проснулся знаменитым. Вместе с ним в кадре незадачливого жениха Сашу играет Евгений Стеблов. С Михалковым они были знакомы еще с театрального кружка. На съемках завязалась настоящая дружба. Позже выяснилось, что их предки в XIX веке – гласный думы города Рыбинска Павел Стеблов и предводитель местного дворянства Сергей Михалков – знали друг друга. Фамилия рода Михалковых звучала тогда с другим ударением.
У них за всю жизнь была одна ссора, и случилась она на съемках фильма «Перекличка», где друзья играют экипаж танка. Началось все со спора о том, что такое подвиг.
Еще один давний друг и коллега Михалкова – композитор Эдуард Артемьев. Они познакомились еще в 1970-м на репетиции спектакля в театре киноактера, где один отвечал за аранжировку, а другой зашел просто посмотреть. Михалков тогда, выпускник ВГИКа, снимал дипломную короткометражку «Спокойный день в конце войны». Через пять минут после знакомства начинающий режиссер и такой же музыкант договорились работать вместе.
Никита Михалков только мечтал, что к его фильму отдельно будут сочинять музыку. Накануне записи даже устроил вечеринку. И – проспал!
«Спокойный день в конце войны» – это была его дебютная картина. Начав делать самостоятельные и успешные шаги в искусстве, Никита Михалков уже не воспринимался просто как сын известного литератора, автора советского, а позже и российского гимна. Со временем стал консерватором, выступающим с патриархальных позиций. У такого и артхаус будет классикой.
«Меня сегодня спрашивали: «Сколько процентов времени вы занимаетесь творчеством? Я подумал и ответил: сто», – признается Михалков.
Следующая картина вчерашнего выпускника вошла в классику советского кино – «Свой среди чужих, чужой среди своих». Приключенческий фильм о похищении и возвращении золота буржуазии большевикам. Эту картину Михалков закончил уже после службы на Тихоокеанском флоте, куда он отправился после ВГИКа. Финальную мелодию, которая стала визитной карточкой фильма, композитор Эдуард Артемьев написал после проводов друга.
«Я пришел домой – а я так слегка подшофе – открыл рояль, стал, что называется, рукоблудить и что-то сыграл. Вдруг я понял, что сыграл что-то симпатичное, но забыл», – вспоминает Артемьев.
Мелодию музыкант все-таки вспомнил. Но на финальной записи она выходила не такой, как была задумана. Оказалось, барахлил пульт, и спас ситуацию звукорежиссер, поняв причину. После успеха в прокате «Своего среди чужих» фильмы от Никиты Михалкова стали выходить один за другим.
За творческую карьеру больше 20 фильмов – как художественных, так и документальных. Разные жанры про разные эпохи: от царской России до перестройки. Во время работы над фильмом «Родня» с Нонной Мордюковой Михалков начал ссориться еще на пробах. Все из-за того, что актриса не хотела мириться с образом провинциальной женщины, которую должна была играть.
Тогда тонкий психолог Михалков сказал, что пригласит на роль другую актрису, и Мордюкова согласилась войти в образ. Правда, все равно на съемочной площадке то и дело возникали конфликты, и она, подобно своей героине, собирала чемоданы.
В 1995-м его фильм «Утомленные солнцем» получил «Оскар» как лучшее кино на иностранном языке. Это было немыслимо: в стране – разруха, даже кинотеатры закрываются, а кинематограф живет и развивается. Новость об успехе саги о комдиве Котове позитивно оттеняла другие, характерные для того времени: о событиях в Чечне, разделе Черноморского флота и общей экономической ситуации.
Сейчас Никита Михалков готовится снимать очередную картину – про русского режиссера, мечтающего об «Оскаре». Но то ли пандемия вмешалась в процесс, то ли автору не понравились новые голливудские требования к фильмам, из-за которых весь сценарий рушится. Впрочем, из срыва съемок этой драмы Никита Михалков драмы не делает. Его идей и энергии еще на годы проката хватит.