Демократический приход: в американском штате Орегон можно употреблять любые наркотики
В пятницу неизвестный пробрался на авиабазу США «Эндрюс», где базируется борт №1. И это за пару часов до первого вылета Джо Байдена президентским самолетом. Новый хозяин Белого дома отправился на выходные на родину в штат Делавэр. Что за мужчина пробрался на базу, неизвестно. Журналист? Фотограф-любитель? Террорист? А может быть наркоман? Ведь это теперь так по-американски. Почему, расскажет политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.
«Кури травку каждый день» – поет Снуп Дог, что решил податься из рэперов в растаманы. А текст его песни оформляют в виде законов. И теперь в нескольких американских штатах все, как в другом хите – русском «Эх, трава-травушка».
В Орегоне быть настоящим индейцем – легально, еще с 2015-го года. Но хочется большего – и в список так называемых «ништяков» добавляют тяжелые наркотики. Продавать нельзя, а хранить и пробовать – пожалуйста. При себе можно иметь один грамм героина, два грамма кокаина или метамфетамина,18 граммов псилоцибина, а еще пять таблеток МДМА и 40 доз ЛСД.
Обращать внимание на такую «мелочевку» копы больше не будут. Хотя одного грамма героина хватит на десяток новичков.
«С такой дозировки может быть передоз, остановка с параличом дыхательного центра – с летальным исходом», – сказал нарколог Алексей Казанцев.
В 2012-м в Орегоне от передозировок умерли 147 человек. В прошлом году только за первые шесть месяцев почти в два с половиной раза больше. Так что контроль все же будет. Если запас наркотиков больше установленной нормы, настоящего индейца «серьезно» накажут. Оштрафуют на 100 долларов, как за нарушение правил дорожного движения.
«Когда я начала употреблять метамфетамин, я жила в отчаянии, я жила в стыде, деградации. У меня не было дома, у меня не было отношений c семьей. Вы знаете, говорят, что зависимость сильнее материнства. И это привело меня к тому, что я бросила своих детей», – призналась бывшая наркозависимая Мередит.
Что делать с такими историями? Местная прокуратура предлагает: понять и простить. «Если это твой первый или второй случай столкновения с уголовной системой, и только из-за употребления небольшого количества наркотиков – давайте попробуем что-то другое», – отметил окружной прокурор Майк Шмидт.
Что-то другое – это лечение. За государственные деньги. Теперь медицинским и фармакологическим компаниям есть, где развернуться. Правда, коллеги из соседних штатов иногда недоумевают.
«Это безрассудное и опасное решение. Потому что это отнимет нашу возможность заставлять людей проходить лечение зависимости. Все знают, что когда вы имеете дело с наркоманом, предложить ему лечиться по желанию – вовсе не секрет успеха», – пояснил окружной прокурор округа Вашингтон Кевин Бартон.
Но критика сдержанная. Никто не хочет связываться с Орегоном – оплотом победившей демократии на западном побережье.
У демократов традиция каждый год поднимать с друзьями вопрос о легалайзе. Например, Барак Обама вспоминает молодость.
«Я курил траву в подростковом возрасте, но сейчас я считаю это вредной привычкой и даже пороком – впрочем, не большим, чем курение сигарет, чем я занимался довольно большую часть жизни», – говорил 44-й президент США.
Про свои «немного порочные» опыты рассказывает и вице-президент Камала Харрис:
- Говорят, вы против легализации травки.
- Это неправда. Я говорю об этом полушутя. Половина моей семьи из Ямайки. Ты что, издеваешься?
Вот только ее папа – профессор экономики – игривого настроя дочки не разделяет. «Моя дорогая усопшая бабушка, как и мои покойные родители, должно быть, сейчас переворачиваются в гробах, видя, как имя их семьи, репутация и гордость Ямайки соединяются, в шутку или нет, с ложным стереотипом курильщика марихуаны, – в гонке за политической идентичностью», – сказал профессор Стэнфордского университета, отец Камаллы Харрис Дональд Харрис.
То ли дело новый американский лидер: Джо Байден сына не отчитывает. Ну да, курил крэк – разновидность кокаина. И даже снимал сам процесс. С кем не бывает?!
«У него были проблемы с наркотиками. Были передозировки. Он это исправил. Он над этим работал. И я горжусь им, я горжусь своим сыном», – отметил Байден.
69-й год. «Вудсток» – знаменитый рок-фестиваль, символ эры хиппи. Дети цветов, свободная любовь и наркотики на любой вкус. Нынешняя демократическая элита – президент Байден, спикер нижней палаты Пелоси, лидер большинства в сенате Шумер, миллиардер Блумберг или сенатор Сандерс – в те времена были в самом расцвете сил. Неужели ностальгия? Тряхнуть стариной едва ли получится, но можно хотя бы вспомнить и поговорить.
Что теперь курят сторонники демократов, стало ясно на президентских выборах. Большинство штатов, где марихуана легализована, проголосовали за Байдена, они отмечены синим цветом. Совпадения налицо.
Впрочем, опыт Орегона с декриминализацией тяжелых наркотиков – это что-то новое. Или хорошо забытое старое. Как в голливудских фильмах про мафию.
Сегодня годовой оборот наркоторговли в Америке – 160 миллиардов долларов. 29 миллионов наркозависимых и это только официальные данные. Основа уличной преступности: почти половина заключенных в стране сидит из-за наркотиков.
Попытки исправить ситуацию, конечно, были. Еще в 94-м адвокат Трампа Рудольф Джулиани стал мэром Нью-Йорка, где цена дозы крэка (20 долларов) была чем-то вроде расчетной единицы. И Джулиани всерьез взялся за мелкие правонарушения: мол, криминальные наклонности надо рубить на корню, пока не засосала опасная трясина. Количество преступлений в городе уменьшилось на две трети, но мэра раскритиковали: нарушает гражданские права.
Орегон пошел другим путем. Здесь жителей словно поощряют сотрудничать с криминалом: ведь сама продажа наркотиков по-прежнему уголовное преступление.
«В экономике начинают господствовать наркобароны, которые получают огромные прибыли от поставок наркотических веществ. На них садится все большее количество населения, которое начинают лечить», – заявил главный научный сотрудник института США и Канады Владимир Васильев.
Пациенты вместо граждан. Легко управлять и использовать. «Основное назначение этих людей – это не вклад в экономическое развитие страны, а участие в политических выборах, в массовых беспорядках, тогда, когда они потребуются. То есть формирование вот этой охлократии, которая может быть всегда истребована», – считает Владимир Васильев.
Что такое охлократия – власть толпы – Америка наблюдала весь прошлый год. И столица Орегона Портленд стала одной из горячих точек. Погромы, поджоги, насилие.
А если большинство этих «мирных протестующих» будет еще и под допингом, причем легально, то и знаменитые фильмы-антиутопии вполне могут стать реальностью.