Замахнулись на классика: американских школьников хотят оградить от шекспировских страстей
О здоровье душевном решили позаботиться американские школьные библиотекари. Они требуют оградить подрастающее поколение от тлетворного влияния Уильяма Шекспира. Британского классика уже давно пытаются подогнать под современные культурные нормы – политкорректные. Что из этого получается? Разбирался политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.
Милиционер и угонщик из фильма «Берегись автомобиля!» переписывают Шекспира на ходу. А что с них взять – художественная самодеятельность! А это уже не Гамлет, а Отелло, не народный театр, а королевский, шекспировский! Но и британцам собственный классик не указ. В их постановке главный злодей Яго – темнокожий. И теперь в пьесе противостояние двух мавров, а, значит, ошибки автора исправлены.
«Я считаю, что это не расистская пьеса, однако она довольно серьезно опирается на расизм. Я думаю, что он используется там очень буднично и просто для драматического эффекта», – сказал актер Лучиано Мсамати.
Новый «Отелло» появляется еще шесть лет назад. А сегодня это уже не эксперимент, а мировой тренд. Российский продюсер Тимур Бекмамбетов снимает в Америке «Ромео и Джульетту» с режиссером Кэри Уильямсом. Действие происходит в наши дни, на экранах смартфонов и в соцсетях. Причем, Монтекки и Капулетти вовсе не итальянские кланы, а латинский и афроамериканский.
«Я понял, что язык Шекспира очень сложный. Мне был непонятен стих, этот ямб, я не мог понять, почему Шекспир ставит ударение именно здесь», – отметил актер Камерон Энгельс.
Но даже если заменить ямб на рэп, до идеала политкорректности фильм все равно не дотягивает. Надо бы Ромео сменить пол, Джульетту усадить в инвалидное кресло и отправить обоих, а точнее обеих, на митинг Black Lives Matter, чтобы там их задушил коп, тайный трампист, который не уважает женщин.
«Мы живем в эпоху постмодернизма. Законы постмодернизма определены тем, что все старое заново пересматривается. Художественное произведение ангажируют под какие-то актуальные идеи», – отметила кандидат филологических наук, доцент МГПУ Ирина Мурзак.
Хотя зачем переписывать, если можно просто запретить? School Library Journal – журнал для американских школьных библиотекарей – выдает статью «Учить или не учить?».
«Работы Шекспира полны проблемных, устаревших идей, с большим количеством женоненавистничества, расизма, гомофобии, классизма, антисемитизма и ненависти к черным женщинам», – считает школьный библиотекарь Аманда МакГрегор.
Аманда МакГрегор не одинока. Шекспироведов-разоблачителей набирается на целое движение, которое атакует соцсети.
«Офелию сделал сумасшедшей – значит не любит женщин. Гертруда заставляет своего сына выпить бокал с ядом. И сама выпивает. Значит, дура. И так можно. Но это не будет Шекспир», – сказала кандидат филологических наук, доцент МГПУ Ирина Мурзак.
Что взамен? Новая детская литература: ничего лишнего, даже картинок. Только борьба с расизмом. А вот и современный классик – Эмма Дабири. Написала роман «Не трогай мои волосы!» Здесь и про базовые ценности, и про подвиг, как опасно ходить в школу с африканскими косичками. С Эммой записывают интервью ведущие издания. Ее цитируют юные литературоведы, то есть блогеры.
«Там говорится, что белые люди не признают волосы темнокожих как нормальные. И из-за этого они ассоциируют нас больше с овцами, то есть со скотом», – сказала девочка.
«Для нормальных писателей, не конъюнктурщиков, тех, кто пишет ради Нобелевской премии или премии «Большая книга», а ради самой литературы и читателей все это помрачение не имеет никакого значения. Но если хочешь Нобелевку оторвать, думай, кто у тебя будет главный герой-любовник, какой расы», – отметил писатель, драматург Юрий Поляков.
А вот у Шекспира выбора нет – нового он уже ничего не напишет. Так что, возможно, через несколько лет увидеть классическую постановку «Гамлета» можно будет только в каком-нибудь драмкружке.