Пытался «злить» тигров, провел 16 дней в коме и всю жизнь любил одну женщину: каким был Евгений Леонов?
Крупные и грубоватые, в чем-то даже неказистые черты лица, узнаваемый голос с задорной хрипотцой и при этом удивительно теплая улыбка, в уголках которой словно притаилась невысказанная печаль – таким миллионы зрителей запомнили Евгения Леонова.
Всецело посвятив себя профессии, Леонов в буквальном смысле работал на износ: снимался с воспалением легких и температурой под сорок, иногда даже падал в обморок на сцене. Но спектакли из-за него не отменяли никогда. Исключением стал лишь день его смерти: как-то вечером, собираясь в театр, актер потерял сознание. Смерть наступила мгновенно – оторвался тромб. По горькой иронии спектакль, в котором в тот вечер должен был играть Леонов, назывался «Поминальная молитва». Постановку, конечно, отменили, но ни один билет не был сдан. Все время, пока должен был идти спектакль, зрители молча стояли перед театром, держа в руках свечи, купленные в ближайшем храме. Это был акт самой трепетной и неподдельной любви, о которой только может мечтать артист.
Евгений Леонов был актером широкого плана, но большинство поклонников и режиссеров воспринимали его прежде всего в рамках комедии. Будучи всенародным любимцем, он получил звание народного артиста СССР лишь в 52 года. К тому моменту Евгений Леонов уже снялся более чем в полусотне фильмов. Ради профессии он не жалел ни сил, ни здоровья, и в 1988 году пережил клиническую смерть, а после распада СССР едва не остался без работы. Подробнее о жизненном пути великого актера – в нашем материале.
На вопрос «еще что-нибудь есть?» ответил «есть, но это еще хуже»
Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в семье Павла и Анны Леоновых. Отец работал инженером на авиазаводе, мать занималась домашним хозяйством и воспитывала двоих сыновей – Женю и его старшего брата Колю. Последний пошел по стопам отца и тоже стал авиаконструктором, долгое время работал в Туполевском бюро. А вот Женя характером больше пошел в маму – простую, но очень открытую и радушную женщину, которая к тому же была прекрасной рассказчицей. Впоследствии Евгений Павлович вспоминал, что именно благодаря матери дом всегда был полон гостей. Даже самые обыденные истории из ее уст звучали, как целая комическая пьеса – видимо, от мамы Женя и перенял свой комедийный дар.
Семья действительно жила скромно, в обычной советской коммуналке. Но детство Жени было счастливым. Склонность к лицедейству мальчик обнаружил довольно рано. Первую роль в кино ему предложили, когда он учился в четвертом классе. Один режиссер подыскивал для своего нового фильма «смешного, пухлого мальчишку» – увидев Женю, он тут же пригласил его на съемки. Но что-то не сложилось: то ли в последний момент сниматься запретили родители, то ли сам Женя испугался – об этом история умалчивает. Однако мечта стать актером его не покинула, и уже через год Леонов записался в школьный драмкружок.
Проучился он, впрочем, всего семь классов: когда Жене было 14, грянула война. На фронт его – еще совсем мальчишку, –конечно, не взяли, но и без дела он не сидел – помогал в тылу. Женя поступил на тот же авиазавод, где работал его отец – устроился учеником токаря. Во время войны там трудилась вся семья Леоновых: отец строил самолеты, мать была табельщицей, а брат Николай – копировальщиком.
В 1943 году Евгений попытался пойти по стопам отца и поступил в Авиационный приборостроительный техникум имени Орджоникидзе. Параллельно он также участвовал в художественной самодеятельности. В итоге любовь к театру одержала верх: на третьем курсе Леонов бросил техникум и отправился поступать в Московскую экспериментальную театральную студию.
На вступительном экзамене Женя смотрелся неуклюже: неказистый, нескладный, полноватый юноша нервно одергивал пиджак, одолженный у брата, и с нарочитой серьезностью читал преподавателям отрывки из Чехова, Зощенко, а закончил поэзией Серебряного века.
«Падал на сцене, камфору вкалывали на спектакле»
Педагоги не смогли устоять перед очарованием и искренностью юного артиста. Леонова зачислили на драматическое отделение, которое он успешно закончил в 1947 году. Его первым театром стал Московский театр Дзержинского района, где он дебютировал в спектакле «Ровесники». Но уже через год театр расформировали, и на его месте вырос Московский драматический театр имени Станиславского. Его худруком стал знаменитый советский режиссер Владимир Дудин.
Леонову повезло – его оставили в труппе, но крупных ролей поначалу не давали. Сам он объяснял это тем, что основной костяк коллектива состоял в основном из учеников Станиславского, а «пришлая молодежь была у них, что называется, «на подхвате». Но Леонов с присущим ему рвением брался за любую работу – от крошечных ролей в стиле «кушать подано» до бессловесных персонажей массовки. Иногда он даже участвовал в озвучке спектаклей – изображал цокот копыт, звук шагов или шум дождя. За все это артист получал копейки, из-за чего ему приходилось параллельно подрабатывать в кино.
Но в середине 1950-х ситуация изменилась. Главный режиссер театра Михаил Яшин доверил Леонову роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» по одноименной пьесе Булгакова. За этой ролью последовали другие: Леонов сыграл провинциального артиста Аркадия Счастливцева (Робинзона) в «Бесприданнице» Островского, вора Винченцо в «Де Преторе Винченцо» и др. А в 1966 году, уже будучи знаменитым актером кино, он исполнил одну из самых серьезных драматических ролей в своей театральной карьере – роль царя Креонта в пьесе Жана Ануя «Антигона», которую на сцене театра поставил режиссер Борис Львов-Анохин.
Леонов был настоящим фанатиком своей профессии: несмотря на то, что ему приходилось разрываться между кино и театром, во время каждого спектакля он выкладывался на сто процентов и на сцену выходил в любом состоянии.
В 1968 году Леонов покинул театр Станиславского и перешел в труппу Московского академического театра имени Маяковского, худруком которого в то время был его бывший преподаватель – Андрей Гончаров. На этой сцене Леонов сыграл много запоминающихся, ярких ролей – помощника режиссера Мартына Нарокова в «Талантах и поклонниках» Островского, оруженосца Санчо Пансу в мюзикле «Человеке из Ламанчи» Дейла Вассермана. И, конечно, зрителям запомнился его купец Ванюшин в пьесе Сергея Найденова «Дети Ванюшина».
Даже спокойный и неконфликтный Леонов такого оскорбления не стерпел. После инцидента актер перешел в знаменитый «Ленком», где проработал до последних дней жизни. Всего за свою театральную карьеру Леонов сыграл более сорока ролей.
«Тигры рычат, поросенок визжит, я кричу: «Дрессировщик, стреляй!»
Сниматься в кино Евгений Леонов начал только в конце 1940-х годов. Первые его роли в фильмах «Карандаш на льду» и «Счастливый рейс» были эпизодическими. Настоящая слава пришла к актеру в 1961 году, когда на экраны вышла музыкальная комедия «Полосатый рейс». Леонов сыграл незадачливого буфетчика Глеба Шулейкина, который вынужден выдавать себя за укротителя тигров, чтобы вернуться на родину. Хоть это и была роль второго плана, именно она принесла актеру долгожданные любовь и признание зрителей.
На съемках «Полосатого рейса» произошло немало забавных историй. Так, чтобы тигры начали «нападать» на Леонова, к нему в клетку пришлось запустить живого поросенка – видимо, даже суровые хищники нашли актера слишком милым и обаятельным.
«Полосатый рейс» стал для Евгения Павловича знаковым фильмом еще и потому, что во время этих съемок он узнал о рождении сына. Как он потом признавался, от радости даже «полез целоваться к тиграм».
После успеха в «Полосатом рейсе» Леонова стали все чаще приглашать на съемки. Причем сниматься предлагали не только в комедиях. Так, в 1964 году актер снялся в картине Владимира Фетина (режиссера «Полосатого рейса») «Донская повесть», основанной на произведениях Шолохова. Сам автор, увидев фильм, признался: Леонов воплотил на экране не просто вымышленного персонажа, а настоящего живого человека. За эту роль актер удостоился сразу двух премий – на Всесоюзном фестивале в Киеве и на третьем Международном фестивале в Нью-Дели.
Леонова хотели снимать у себя многие именитые режиссеры: он играл у Георгия Данелии в трагикомедии «Не горюй!», у Виктора Мережко в «Зареченских женихах», у Петра Тодоровского в «Фокуснике» и, конечно, у «отца» советской комедии Эльдара Рязанова – в знаменитом «Зигзаге удачи».
Также нельзя не вспомнить такие фильмы, как «Белорусский вокзал» – о жизни бывших фронтовиков, фантастическую комедию «Кин-дза-дза» и, разумеется, легендарных «Джентльменов удачи», где Леонову пришлось в буквальном смысле «раздвоиться», чтобы воплотить сразу две роли. С присущей ему дотошностью актер решил максимально углубиться в культуру криминального мира, чтобы лучше понять своего Доцента. Для этого он даже ездил в «Бутырку» и наблюдал за тем, как живут заключенные.
Пожалуй, только такой гениальный и многогранный актер, как Леонов, мог одинаково убедительно сыграть уголовника-рецидивиста и добродушного директора детского сада. А чего только стоит король из «Обыкновенного чуда»! Евгений Павлович настолько органично смотрелся в образе отца принцессы (Евгении Симоновой), что многие решили, будто они в самом деле родственники. Но по какой-то неведомой причине талант Леонова наверху не слишком жаловали. Звание «Народного артиста СССР» ему присвоили только в 1978 году, на 53-м году жизни.
«Отчего сдало сердце: время пришло дepгaнoe или профессия нервная? Я считаю, человек изнaшивaетcя нe oт твopчecтвa – oт судьбы. Оттого, чтo пocтoяннo бopeтcя зa мecтo пoд coлнцeм. Зa пpaвo нa poль…» – говорил Леонов. В 90-е ему действительно приходилось бороться за это право, как и многим советским актерам, которые чувствовали, что их время уходит.
Его последним фильмом стала комедия «Американский дедушка», вышедшая в 1993 году. Впрочем, Леонов ее ни разу не смотрел – ему было стыдно, что он согласился сниматься в низкопробном кино только ради денег. Иногда ему приходилось выполнять еще более унизительную работу – выступать на корпоративах у «новых русских». Те очень любили заказывать себе на день рождения и другие праздники именитых актеров, игравших роль тамады. Стоит ли говорить, каким унижением это было для актеров уровня Леонова.
Дедушка «живет в телевизоре»
Главной любовью и опорой Евгения Павловича всю жизнь была одна женщина – его жена Ванда. Они познакомились в Свердловске, куда Леонов как-то приехал на гастроли с театром Станиславского. Вместе с другом он отправился посмотреть окрестности и увидел на улице компанию молодых студентов. Девушка с таинственным именем Ванда сразу же очаровала актера. Впрочем, их роман случился только благодаря бойкому товарищу Леонова – сам он всегда стеснялся женщин. Но, хотя Евгений Павлович и не походил на типичного героя-любовника (полноватый и низенький – всего 165 сантиметров роста), Ванду покорили его доброта, искренность и обаяние.
В первый же вечер их знакомства Леонов, набравшись смелости, пригласил девушку на свой спектакль, а, вернувшись в Москву, уговорил переехать к нему. В ноябре 1957 года они поженились, а спустя два года у Леоновых родился сын Андрей – копия отца. Получилась целая театральная династия: Ванда закончила ГИТИС и стала театроведом, а Андрей, как и его знаменитый отец, стал актером. Читатели наверняка знают его по роли отца пятерых девочек Сергея Васнецова в комедии «Папины дочки», хотя сниматься Андрей начал еще в юности. Вместе с отцом он играл в «Обыкновенном чуде» и не раз выходил на сцену «Ленкома», который и для него стал родным театром.
Евгений Леонов скончался 29 января 1994 года, так и не сыграв в своей последней «Поминальной молитве». Но за него ее отстояли зрители. Ванда, пережившая мужа на 27 лет, так больше и не вышла замуж.