Выстрел в лицо, роковой образ Светличной и Носик в женской шляпке: как снимали фильм «Ты – мне, я – тебе»?
В 1976 году на экраны вышла комедия «Ты – мне, я – тебе» режиссера Александра Серого: хорошая, наивная, добрая комедия с явно карикатурными героями. В кинематографических кругах тут же поползли слухи, будто бы режиссер снял ее, чтобы доказать, что он способен делать отличные комедии самостоятельно, без своего друга Георгия Данелии. Рассказываем, что за спор вышел у двух режиссеров, которые до того вместе сняли комедию «Джентльмены удачи», кто стрелял в лицо Александра Серого из гарпуна и почему Леонид Куравлев все время исчезал куда-то со съемок фильма «Ты – мне, я – тебе».
Рабочее название этого фильма по сценарию Георгия Горина было таким, что оно никак не могло появиться на афишах советских кинотеатров. «Сегодня икры не будет» – эта фраза была слишком яркой отсылкой к реалиям эпохи дефицита.
В кинофильме речь идет об этой эпохе, когда в СССР появились так называемые «доставалы» – люди, которые обладали полезными связями и могли достать все, чего нельзя было купить в магазинах: импортную одежду, алкоголь, духи, бытовую технику, продукты, недосягаемые для остальных, и многое другое.
Главный герой фильма, которого играет Леонид Куравлев, работает в столице банщиком, но по сути является именно таким «нужным человеком», любителем дефицитных товаров и сладкой жизни. Он знает, как быть влиятельным благодаря этому умению. Его знатные клиенты – дипломаты, артисты, знаменитости – обращаются к нему за помощью, но и сами оказывают взамен разные услуги или достают дефицитные товары. Но однажды спокойную жизнь этого баловня судьбы нарушает известие о болезни брата-близнеца, сельского инспектора рыбнадзора.
Лучше всего с таким перевоплощением справился Куравлев. В начале 70-х начался звездный этап в карьере этого прекрасного актера. Огромную славу ему принесла роль Жоржа Милославского в картине «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссеры знали, что имя Куравлева на афише сразу гарантирует успех фильму, и актер был буквально нарасхват. Поэтому Леонид Куравлев был вынужден совмещать работу в разных проектах: 1976 году, когда шли съемки «Ты – мне, я – тебе», Леонид Куравлев одновременно снимался еще в пяти фильмах.
Но вот незадача – хотя это и явно отрицательный образ, но огромное количество юных девушек и женщин в то время пытались дотянуться до него, примерить этот «роковой» образ на себя. Светличная была настоящим кумиром: ей подражали, ею восхищались.
Фильм «Ты – мне, я – тебе» собрал целый букет великолепных актеров второго плана – от Ильи Рутберга до Татьяны Пельтцер.
Илья Рутберг сыграл в фильме яркую, хоть и небольшую, роль доцента Влюбчивого. До этого режиссер Александр Серый звал его на роль Василия Алибабаевича в фильме «Джентльмены удачи», но тогда артист отказался, поскольку был занят: писал учебник по пантомиме. Рутберг был мастером пантомимы, основателем и заведующим единственной в мире кафедры пластической культуры в Академии переподготовки работников искусства. По искусству пантомимы он написал несколько монографий и учебник – тот самый.
Почти также хороши и колоритные браконьеры, роли которых исполнили Юрий Медведев, Валерий Носик и Роман Ткачук. В сцене погони Валерий Носик в женской шляпке с бантиком просто неподражаем. В те времена юмор, замешанный на переодевании мужчин в женское платье, как в фильме «В джазе только девушки», использовался на всю катушку. Этот простенький прием казался уморительным, а сцены с Носиком, который посылает воздушные поцелуи и всячески дразнит главного героя, вызывали хохот и шли на ура. К тому же зрителей впечатляли гонки на катерах с привлечением каскадеров, как в зарубежном кино. Ведь в то время отечественный кинематограф был еще лишен каскадеров и трюков, а тут все так зрелищно – почти как в западных кинохитах.
За пять лет до этого именно благодаря Георгию Данелии Александр Серый получил свой самостоятельный проект: съемки фильма «Джентльмены удачи». Дело в том, что талантливый режиссер серьезно попортил себе репутацию и карьеру, угодив прямо со студенческой скамьи за решетку.
Дело было так: будучи еще студентом режиссерских курсов, Серый влюбился в студентку Марину Акопову. Все шло хорошо, и молодые люди уже собирались пожениться. Но подвел горячий и вспыльчивый нрав Александра Серого, из-за которого произошла настоящая драма.
В 1958 году Серый застал свою невесту в гостях у ее давнего друга архитектора Виталия. Он решил, что невеста ему изменила. Завязалась драка, оба вооружились тем, что попалось под руку: архитектор – стулом, режиссер – молотком. Стычка была жестокой, и от удара молотком по голове соперник Серого чуть не скончался. Врачи буквально вытащили его с того света, но, к несчастью, молодой человек навсегда остался инвалидом.
Александр Серый попал в тюрьму, и это событие наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Да и эпизод с дракой спустя много лет имел продолжение. Когда Серый, отсидев половину срока, вышел на свободу по УДО, он женился на той самой девушке, из-за которой произошла стычка. У них уже подрастала дочка, когда произошла совершенно дикая история.
Карьера Серого из-за его уголовного прошлого была серьезно испорчена. Вот как рассказывал об этом впоследствии Георгий Данелия: «С Шуриком Серым я дружил, мы вместе учились. Но он за драку попал в тюрьму, не доучился, не получил диплома режиссера. И когда вышел из тюрьмы, к нему киношное руководство относилось отрицательно: ему ничего не давали ставить. Я к тому времени был известный, ходил и просил за него везде. И в министерство приходил, и в ЦК. А потом мы с Токаревой написали специально для Серого сценарий «Джентльменов удачи», чтобы ему помочь».
Однако Георгий Данелия подчеркивал, что Александр Серый снимал «Джентльменов удачи» сам. В своей книге «Безбилетный пассажир» он написал: «Я был худруком, это было обязательное условие начальства. Но режиссером фильма «Джентльмены удачи» был Александр Иванович Серый. И только он». Но народная молва все равно приписывала успех фильма тому, что Данелия участвовал в съемочном процессе.
Все дело в том, что Александр Серый, когда начались съемки, тяжело заболел – у него был обнаружен рак крови. Режиссер проходил курсы лечения, лежал в больнице. Поэтому Данелия часто бывал на съемочной площадке, помогал. Да и на премьере Александра Серого тоже не было из-за болезни. Фильм представлял Данелия, и именно с его участием народная молва связала успех фильма. Поэтому, снимая комедию «Ты – мне, я – тебе», Александр Серый как бы пытался взять реванш, доказать, что он умеет снимать хорошее кино без помощи своего гениального приятеля.
В прокате фильм был принят хорошо, его посмотрели более 40 млн зрителей. К сожалению, новое детище режиссера все же не дотянуло до того оглушительного успеха, который имел фильм «Джентльмены удачи». Да и болезнь прогрессировала. Режиссер Александр Серый боролся с ней целых 15 лет, и в 1987 году, за неделю до своего 60-летия застрелился в собственной квартире.