Гафт выпрыгивал на туристок с кольтом, а Гердт радовался халявному коньяку: как снимали фильм «Воры в законе»?
В 1988 году на экраны вышел фильм режиссера Юрия Кары «Воры в законе». Это была первая в СССР криминальная драма, которая по праву занимает особое место в отечественном кинематографе. Во многом, конечно, благодаря выдающемуся Валентину Гафту, который предстал перед зрителями в непривычном для себя амплуа криминального авторитета. Впрочем, даже вор в законе у Гафта получился необыкновенно обаятельным и даже благородным. В итоге критики сочли, что образ главаря преступной банды чересчур романтизирован, но зрители шли на картину валом: за год фильм посмотрело почти 40 миллионов человек!
О том, как советские цензоры «проморгали» криминальный боевик и пустили его на экраны, почему действие фильма пришлось срочно переносить из Сухуми в Ялту и чего испугались абхазские власти, а также о том, как Валентин Гафт распугивал туристов, размахивая кольтом, а на роль его жены в картине взяли простую буфетчицу – читайте в нашем материале.
«Авторитетный» прототип: с кого списан образ героя Гафта?
В основе картины «Воры в законе» лежат произведения Фазиля Искандера («Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур»), а у героя Валентина Гафта есть реальный прототип. Образ главаря мафии Артура списан с абхазского авторитета Юрия Лакобы по кличке Хаджарат, некогда державшего в страхе весь Сухуми. Режиссеру Юрию Каре однажды даже довелось побывать на допросе этого колоритного персонажа.
«Его, помню, допрашивал лично министр внутренних дел Абхазии. Что интересно, дедушка Юры был основателем милиции Абхазии. Любопытно было смотреть, как под портретом дедушки-милиционера сидит в наручниках его внук, который тоже «держит» Абхазию, но совсем, так сказать, с другой стороны…» – вспоминал кинематографист.
Кара говорил, что тогда его совершенно ошеломила воровская мораль, оправдывающая убийство и любое другое беззаконие. Он загорелся идеей снять об этом фильм, однако хорошо понимал все риски. Чтобы историю о криминальном авторитете, который держит в руках южный курортный город, пропустили на экраны, пришлось идти на ухищрения. Долгое время Кара снимал картину под неприметным рабочим названием «Чегемские рассказы». В итоге ему все же удалось выпустить фильм, но не без трудностей.
Пришлось срочно менять локацию съемок. Выбор пал на Ялту. В фильме действие разворачивается в условном «приморском городе», но Ялта, конечно, весьма узнаваема. Так, роль шикарного особняка, в котором живет Артур, исполнило здание местного ЗАГСа, а суд, куда приезжал адвокат мафиози в исполнении Зиновия Гердта, расположился во Дворце пионеров. Ну и, пожалуй, одно из самых узнаваемых мест в фильме – это гостиница «Ялта-Интурист» и знаменитый пляж напротив. Именно там, в «зеленом» баре, работает бармен Володя в исполнении Владимира Стеклова.
Упражнения с кольтом и знакомство с настоящими мафиози
Валентин Гафт после съемок признавался: роль вора в законе оказалась для него одной из самых сложных в карьере. И это с учетом того, какой он разноплановый актер! Но вжиться в образ матерого преступника интеллигенту-Гафту и правда было непросто. Когда начались съемки, оказалось, что артист даже ни разу не держал в руках оружие.
Да и в целом Валентин Иосифович на площадке частенько демонстрировал характер. Но самые жесткие требования он всегда предъявлял не режиссеру, оператору или другим актерам, а прежде всего – самому себе. В самокритичности и перфекционизме ему не было равных. Как выяснилось, из-за этого страдал не только Кара, но и другие режиссеры.
«Бывало, мы делали по 80 (!) дублей одного эпизода. Один раз я не удержался и говорю: «Как вы с другими-то работаете? С Рязановым, например?» Гафт отвечает: «Да сволочь он! Один дубль – и пошел вон! Не дает мне развернуться», – вспоминал Юрий Кара.
Впрочем, усилия актера и всей съемочной группы оказались не напрасными. Фильм посмотрели более 39 миллионов зрителей, а настоящие воры в законе даже признали в Гафте «своего». С одним из них актер познакомился на съемках в Ялте. Гафт внимательно наблюдал за своим новым знакомым и перенял у него некоторые повадки и фразочки («Утром я богат, а вечером бедный», «Все повязаны друг с другом» и др.).
В итоге образ мафиозного «короля» получился настолько убедительным, что после премьеры Гафта начали приглашать на криминальные сходки. Артист вежливо уклонялся, объясняя, что это – всего лишь роль. А вот Юрию Каре пришлось разбирать ворохи писем от «авторитетов», причем далеко не все из них содержали хвалебные отзывы.
Режиссер ревновал Самохину, а Гафт «взял в жены» буфетчицу
Главную женскую роль в картине исполнила блистательная Анна Самохина. Ей тогда было всего 24 года, и абсолютно все на съемочной площадке были очарованы юной красавицей. В жизни Самохина была куда скромнее, чем ее героиня Рита – девушка из бедной крестьянской семьи, ставшая любовницей мафиозного главаря. Но ей удалось идеально вжиться в роль страстной роковой красавицы.
Сам Силкин, как и многие актеры в фильме – родом из Ялты. После выхода картины его начали узнавать на улицах и просить автограф. Слава снизошла и на никому не известную Наталью Голубеву, которая сыграла жену мафиози-Гафта. Голубева не была профессиональной актрисой: она работала в одном из ялтинских кафе и изредка снималась в эпизодических ролях. Поэтому оказаться в одном кадре с такими именитыми актерами, как Валентин Гафт, Зиновий Гердт, Амаяк Акопян (он сыграл в картине роль фокусника и шулера), было для девушки невероятной удачей.
Роль у Голубевой была небольшая, почти без слов, но женщинам всего Союза запомнилась пикантная сцена, в которой она заботливо вытирает полотенцем «мужа», сидящего перед ней в расстегнутой белой рубашке. В этой же сцене присутствовала героиня Анны Самохиной. Позднее Голубева признавалась: Гафт настолько ее покорил, что ей не составило труда изобразить ревность и буквально испепелить «соперницу» взглядом.
Сползающий утюг и бесплатный коньяк для Гердта
Невзирая на общую гнетущую атмосферу фильма, который изобилует сценами драк, убийств и пыток, на съемках актеры по-настоящему веселились. Даже одна из самых пугающих сцен, в которой бандиты пытают очередную жертву при помощи раскаленного утюга, связана с забавной историей. Вот что рассказывал об этом эпизоде актер Анатолий Белевцов, которому «посчастливилось» вжиться в роль жертвы:
Вносил свою лепту во всеобщее веселье и неподражаемый Зиновий Гердт. Артист без конца смешил съемочную группу своими прибаутками, а однажды сразил Валентина Гафта своей любовью к «халяве». Как-то раз они втроем с Анной Самохиной ужинали в ресторане, и Гафт предложил заказать коньяку. «Нет-нет, Валя, подождите. Ну что вы торопитесь? Смотрите меню спокойно», – возразил Гердт.
После выхода фильма многие критики, как коршуны, набросились на режиссера: дескать, в рассказах Искандера центральное место занимает трагедия жизни человека, которого захватил вихрь опасных, темных игр преступного мира, а сам криминальный сюжет отходит на второй план. У Кары же все совсем наоборот: на первый план он вывел как раз проблемы коррупции и организованной преступности в СССР. Но этим его работа и хороша: «Воры в законе» – одновременно остросюжетный боевик и социальная драма, в конце которой автор делает неутешительный вывод: какие бы силы ни стояли у власти, коррупция и мафия всегда находят себе место под солнцем, и искоренить их практически невозможно.