Подлинная история «Трактира на Пятницкой». Где снимали легендарный детектив и кто стал прототипом главного героя?
Эта картина вошла в рейтинг 30 наиболее популярных фильмов за всю историю советского проката. Приключенческий детектив о борьбе московской милиции с бандитами запомнился яркими персонажами, лирическими сценами и криминальной романтикой героев. И, конечно же, белогвардейской песней «Господа офицеры...», написанной бардом Александром Дольским. Рассказываем об истории фильма и его исторических прототипах.
Сценарий и непридуманная реальность
1920-е…эпоха НЭП, оперативники МУРа ищут банду преступников-рецидивистов, обосновавшихся в трактире на Пятницкой. Сыщики внедряют в шайку двух сотрудников под прикрытием... Фильм снимали по мотивам повести Николая Леонова «Ждите моего звонка», но после удачной экранизации картина была переименована в «Трактир на Пятницкой». Леонов до своей писательской карьеры отработал десять лет в Московском уголовном розыске, имел богатый опыт, из которого брал сюжеты своих произведений. Он же написал и сценарий к фильму, снятому режиссером Александром Файнциммером.
По сравнению с повестью, написанной о работе советской милиции в середине 1920-х годов, в фильме более выражена детективная линия. Интрига строится вокруг того, кто же является вторым внедренным агентом угрозыска в банде. Главные роли исполнили Александр Галибин, Геннадий Корольков, Лев Прыгунов, Тамара Семина, Константин Григорьев и Николай Еременко младший. Примечательно, что эпизодическую роль бандита сыграл Виктор Косых – Данька из не менее популярных «Неуловимых мстителей».
География съемок охватила многие известные московские места, которые можно было бы собрать в отдельный каталог достопримечательностей. В кадрах появляются Новодевичий монастырь, Рижский вокзал до реконструкции, Пушкинская и Садовническая набережные, Ванный домик у Елизаветинского пруда в Нескучном саду, Варварка и Гончарная улицы, Большой Ватин и Калашный переулки.
Эпизоды с торговыми рядами, где промышлял кражами Пашка-Америка, снимали в Ростове Великом, возле Ростовского кремля. Создатели фильма настолько тщательно подошли к натурным съемкам, что постарались воссоздать московский ландшафт в ростовских сценах. Так, задник на дальнем плане в торговых рядах очень напоминает силуэты Проломных Владимирских ворот Китай-города и Пантелеймоновской часовни. Оба сооружения были снесены в 1934 году, но в изображаемое в фильме время они еще стояли. Самое интересное, что ворота и часовня располагались в конце Никольской улице, перед Старой Лубянской площадью. На эту же улицу выходили верхние торговые ряды (нынешний ГУМ), так что герои фильма с этого места действительно могли видеть силуэты зданий.