Нехорошая картина: проклятие полотен Репина – мистика или вымысел?
В Третьяковскую галерею после реставрации вернулся шедевр Репина. Тот, что был покалечен четыре года назад. О судьбе картины узнал обозреватель «МИР 24» Глеб Стерхов.
Роковое полотно о царе и сыне его, им же убиенном, отреставрировали. Не прошло и четыре года. Если быть точным – 48 месяцев и 28 дней. Реставраторы трудились без отдыха. Виновник их кропотливой работы уже давно на свободе – 2,5 года в колонии отбыл по статье за повреждение объекта культурного наследия. 37-летний Игорь Подпорин стал известен после того, как приехал из Воронежской области в Москву. И картина Репина на него как-то «странно подействовала», когда увидел ее вживую в зале Третьяковской галереи.
И чем гениальнее мастер, тем сильнее будет отклик. Так и появились страшные глаза Ивана Грозного. Радужки глаз веками не прикрыты, видны целиком – один из признаков состояния аффекта. Неестественная, изломанная поза царевича. Напряженная рука отца, зажимающая рану. Темный фон и, конечно, обилие крови. Детально, с бликами и каплями прописанной. И чтобы понять, как это работает лучше, как говорится, один раз увидеть.
«Вот, посмотрите, перед вами очень позитивные персонажи – Белоснежка и гном. Все этот образ знают и любят. И какие я могу использовать приемы, чтобы этот образ совершенно по-другому звучал?», – поделилась художник, педагог Юлия Алехина-Рагинская.
Репин над своим «убийственным» шедевром два года трудился. Здесь для примера всего лишь полчаса работы профессионала в ускоренной съемке.
«Никакой мистики, всего несколько приемов, грубых мазков. Совершенно противоположный эффект, за счет цвета и разных технических моментов», – добавила художник.
«Технические моменты» от гения действуют порой фатально. Натурщик Григорий Мясоедов, с которого написан царь Иван Грозный, после этого сам чуть не убил сына в порыве ярости. Писатель Всеволод Гаршин, это его лицо у царевича, сошел с ума и покончил с собой.
А отреставрированная и обновленная картина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее провисела всего несколько часов. После чего ее сняли и опять увезли в мастерскую. Зритель не увидит ее до тех пор, пока не изготовят и для этого шедевра бронированное пуленепробиваемое стекло. Оно точно гарантированно защитит от чересчур впечатлительных ценителей искусства.