Лето без «Боржоми»: «визитная карточка» Грузии пострадала из-за антироссийских санкций
Целились в Россию, а попали в Грузию. «Боржоми» больше не будет. В ближайшее время – точно, передает корреспондент «МИР 24» Михаил Робакидзе.
Финал ленты Георгия Данелии «Мимино». Бутылка «Боржоми» напоминают главному герою о малой родине. Ностальгия так сильна, что Валико возвращается: меняет современный лайнер на старенький вертолет. Теперь в самолетах фирменную минералку, бренд и достояние республики могут и не подать. Да что самолеты, вода вот-вот исчезнет даже с грузинских прилавков.
Регион Самцхе-Джавахети. Город Боржоми. Вот он, «Завод номер один» по розливу минеральной воды. Рядом – второй. Сотрудники предприятия бастуют на заводской площади.
Завод простаивает уже больше месяца. Финансовые проблемы заставили руководство компании поставить конвейер на паузу. А еще решили затянуть пояса за счет персонала.
«Боржоми» оказался в тупике из-за антироссийских санкций. Управляющая компания IDS Borjomi Gorgia входит в состав IDS Borjomi International. 60-процентной долей владеет «Альфа- групп». А ее основатель российский бизнесмен Михаил Фридман попал в немилость Запада. Все зарубежные счета арестованы.
В компании нашли выход – передать часть акций «Боржоми» в собственность государства. Пакет – немалый. Сто миллионов долларов. Национализация «визитной карточки» позволит преодолеть санкционный блок.
«Боржоми» переходит из рук в руки с начала 90-х. После развала Союза производство самой популярной минералки страны сократилось с 400 миллионов бутылок в год до 20 миллионов. Причем воду разливали в каждом селе Боржомского ущелья. Вкус испортился, заводы обанкротились. Лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта, суставов, органов дыхания, сердца и почек жидкостью сомнительного качества лучше было не проводить.
В 1995 году компанию приватизировали. Эдуард Шеварднадзе передал ее в частные руки за копейки. Производство пошло в гору. Началась борьба с фальсификатом.
В 2002 году «Боржоми» переходит под управление компании «Селфорд», принадлежащей Бадри Патаркацишвили и его другу Борису Березовскому. После их смерти семья Патаркацишвили избавляется от актива, его покупает Михаил Фридман.
Спустя почти три десятилетия в Грузии заговорили о том, что передача легендарного бренда в частные руки – большая ошибка. Даже настаивают на полной национализации компании. Тогда доход от экспорта в размере почти 120 миллионов долларов в год пойдет в бюджет.
Пока рабочие «Боржоми» бастуют, глава правительства – в Европе. Убеждает тамошних чиновников в том, что Грузия достойна европейского будущего и заветного статуса кандидата в члены Евросоюза.
«А почему нет? Это даст нам дополнительную мотивацию, стимул, мы будем стремиться к тому, чтобы выполнить все условия для вступления. Миссия мониторинга сможет в этом убедиться. И если мы получим отказ, то это будет очень большой ошибкой Запада», – отметил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили.
Но на Западе дали понять, что статус кандидата под большим вопросом. Окончательный ответ – в конце июня. При этом точно известно, зарубежные партнеры раздражены тем, что правительство «Грузинской мечты» отказалось присоединиться к антироссийским санкциям. Тем самым, из-за которых скоро станет поздно пить «Боржоми».