«Казахско-китайские отношения взлетят высоко, как золотой орел на ордене»: Токаев и Си Цзиньпин говорили на одном языке
Казахстан на этой неделе принимал высоких гостей. Буквально одновременно в столице – Съезд мировых религий, апостольский визит папы римского и государственный визит главы КПК. Это был первый зарубежный визит китайского лидера после пандемии коронавируса, рассказывает корреспондент «МИР 24» Виталий Попов.
Редкий случай в большой политике: президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев лично провожает председателя КНР Си Цзиньпина до трапа самолета. Знак особого отношения между лидерами, которые говорят на одном языке. Токаев прекрасно владеет китайским. Учил его в МГИМО.
«Китайский язык является одним из самых сложных. Это тональный язык, и нужно иметь прекрасный слух, прекрасную память, чтобы запоминать все эти иероглифы», – сказал чрезвычайный и полномочный посол РФ в Швейцарии Сергей Гармонин.
«В совершенстве английским владеют англичане, да и те, которые закончили Оксфорд или Кембридж. Китайским в совершенстве владеют китайцы, которые закончили Пекинский университет или другой китайский университет. Но в принципе, достаточно глубоко я обоими языками владею. Что касается того, чтобы поправлять переводчиков, то я делаю это в крайне редких случаях, когда уже дальше терпеть невозможно», – сказал в интервью Касым-Жомарт Токаев.
На рубеже 80-х – 90-х работал секретарем в составе советского посольства в Пекине. Увидел страну еще при жизни великого Мао. Токаев даже был переводчиком у Горбачева, когда тот прилетал в Китай в 89-ом.
Для товарища Си визит в Казахстан – первый международный с начала пандемии. Визит самого высокого уровня – государственный, со всеми атрибутами. На языке международного протокола это проявление высшей степени доверия.
«Мы договорились установить вечное и всеобъемлющее стратегическое партнерство. Казахстан заинтересован в укреплении сотрудничества с Китаем в различных сферах. Мы шагаем в будущее вместе. Таким образом, мы никогда не отступим от нашей непоколебимой дружбы», – заявил Токаев.
Отношения с Китаем Казахстан начал развивать сразу после обретения независимости. Как-никак почти 1 800 километров общей границы. За 30 лет дружбы Поднебесная инвестировала 70 млрд долларов: нефтегазовый сектор, энергетический, горная металлургия, транспортная логистика. Страны соединяют два магистральных нефтепровода: Кенкияк-Кумколь и Атасу-Алашанькоу – общей мощностью 30 млн тонн нефти. За последние годы построен транзитный автомобильный коридор «Западная Европа – Западный Китай», через Казахстан проходит почти 2800 километров трассы. Новые железные дороги обеспечили удобный выход на каспийские порты Актау и Курык. На границе создан сухой порт «Хоргос – Восточные ворота», модернизирован пропускной пункт «Достык». Здесь товары переставляют с более узкой китайской железнодорожной колеи на колею стран Содружества. Через Казахстан они едут в Европу в три раза быстрее, чем по морю.
«Строительство таких инфраструктурных объектов дает точки роста в различных уголках Евразии: и в Китае, и в странах ЕАЭС, и в европейских странах. Это новые рабочие места, это развитие машиностроения», – отметил генеральный директор Объединенной транспортно-логистической компании «Евразийский железнодорожный альянс» Алексей Гром.
Свою крупнейшую программу инфраструктурного развития «Нурлы Жол» Казахстан интегрировал с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Это новый Шелковый путь, который охватывает большую часть Евразии. В Казахстане в рамках программы появились не только дороги, а также порты, транспортно-логистические центры, специальные экономические зоны. Главы двух стран не раз запускали совместные проекты.
За визитом товарища Си в Казахстан следила вся мировая пресса. Ведь впереди у Китая важное политическое событие – XX Съезд Компартии. Он определит вектор развития страны на ближайшую пятилетку.
«Это говорит о том, что внутри Компартии Китая все стабильно. То, что Си Цзиньпин может позволить себе выехать за пределы страны за месяц до решающего XX Съезда Компартии. Во-вторых, это еще сигнал для внутренней аудитории, потому что в Китае тоже немало своих внутренних вызовов», – рассказал эксперт Института мировой экономики и политики Ерсултан Жансейтов.
Год назад товарищ Си получил официальный титул – «кормчий китайского возрождения». При нем «затаившийся дракон» обретает новые черты и геополитические предпочтения.
«Сейчас был четкий месседж, что КНР будет усиливать взаимодействие с Казахстаном и странами Центральной Азии в вопросах безопасности. Было подчеркнуто – между армиями, спецслужбами. Последний жест показывает, что «дракон» больше заинтересован в Центральной Азии и заявляет об этом недвусмысленно. Если раньше были только намеки, то теперь председатель КНР говорит об этом прямо. Имеется в виду, что Китай будет заинтересован в безопасности Центрально-Азиатского региона, это он сам озвучил», – отметил Ерсултан Жансейтов.
О том, что сотрудничество будет укрепляться, Си Цзиньпин в рамках визита говорил не раз.
«Как бы ни менялась международная конъюнктура, мы будем и впредь решительного поддерживать Казахстан в защите независимости, суверенитета и территориальной целостности, твердо поддерживать проводимые Вами реформы по обеспечению стабильности и развития, категорически выступать против вмешательства каких-либо сил во внутренние дела Вашей страны», – заявил председатель КНР Си Цзиньпин. В ответной речи он слова «дружба» и «сотрудничество» произнес семь раз, а еще сказал, что казахско-китайские отношения теперь взлетят высоко, как золотой орел на подаренном ему ордене «Алтын Қыран».