Пьяный бык, страшные ожоги и прыжки в ледяную воду: как Григорий Александров снимал свои комедии?
23 января исполняется 120 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссера, сценариста, народного артиста СССР Григория Александрова. Мастер комедии, кумир публики, любимец Сталина – он был первым, кто показал советскому зрителю настоящий мюзикл на экране, и одним из немногих, чьи фильмы высоко оценили за рубежом.
Его ленты «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» сегодня называют классикой советского кино. Оптимистичные, воодушевляющие, музыкальные – в 30-е годы эти работы кинематографиста стали для соотечественников настоящим глотком свежего воздуха. Как Григорий Александров пытался создать свой Голливуд в СССР? И что осталось за кадром его выдающихся шедевров? MIR24.TV собрал интересные факты о лучших довоенных комедиях режиссера.
«Фабрика грез» по-советски
В мир большого кино Григорий Александров попал благодаря одной судьбоносной встрече. В 1921 году никому не известный уральский режиссер познакомился с Сергеем Эйзенштейном и стал его помощником. Под руководством талантливого новатора Григорий поучаствовал в создании фильмов «Стачка» и «Броненосец «Потемкин».
Грандиозный успех последней картины открыл перед творческим тандемом новые возможности: вместе режиссеры отправились за границу, чтобы продвигать отечественную киноиндустрию. Александров, страстно желавший постоянно совершенствоваться в профессии, не упустил шанса попасть в Америку и познакомиться с легендами Голливуда: Чарли Чаплином, Бастером Китоном, Уолтом Диснеем, Марлен Дитрих и другими.
Так появились «Веселые ребята» – отечественный кинопродукт, снятый в лучших традициях Голливуда. В картине Александров сочетает приемы оперетты и мюзик-холла с эксцентрическими и цирковыми трюками. Работу активно поддержал руководитель советского кинематографа Борис Шумяцкий, который давно мечтал построить в СССР собственную «фабрику грез». Однако новые веяния, привезенные с Запада, приходятся по душе не всем…
Судьба «Веселых ребят»
Трудно представить, но «Веселые ребята» могли оказаться в архиве, так и не попав на экраны. В наркоме просвещения раскритиковали готовую картину за отсутствие партийных идей и решили не допускать ее к показу. Однако фильм захотел оценить сам Сталин, и после просмотра вынес вердикт: «Это очень счастливый фильм. Я как будто месяц в отпуске провел. Будет полезно показать его всем нашим рабочим и колхозникам».
Вскоре одобрение вождя разделили и миллионы советских граждан. Дебютная работа Александрова имела огромный успех. Ее представили на Втором Венецианском кинофестивале, а затем показали и во многих зарубежных странах. Искрометная комедия принесла Григорию Васильевичу не только всенародное признание и почетную награду ордена Красной Звезды, но еще и многолетнюю, преданную любовь.
Интересной оказалась не только судьба самой кинокартины, но и история ее производства. Во время съемок произошло немало курьезных эпизодов – в том числе с участием животных. По задумке авторов, в одной из сцен четвероногие актеры должны были вылакать все спиртное и устроить небольшой погром. И если основная часть звериной массовки справилась с задачей на ура, то поведение пьяного быка оказалось непредсказуемым. Рогатый сорвался с привязи и стал гонять испуганных ассистентов по всей площадке. Для укрощения быка пришлось даже вызывать пожарную бригаду.
Примечательно, что изначально Григорий Александров назвал свою картину «Джаз-комедия». Но во время премьерного показа ленты кто-то произнес: «Вот это веселые ребята!». Режиссеру так понравился восхищенный отзыв зрителя, что он переименовал свое детище. Кстати, за рубежом картину и вовсе демонстрировали под названием «Москва смеется».
На съемках «Цирка»
Триумф «Веселых ребят» вдохновил Александрова на создание еще одного грандиозного проекта. Режиссер решил снять киноверсию комедийного спектакля «Под куполом цирка», который к тому моменту уже с успехом шел на сцене Московского мюзик-холла. Для своей работы он привлек авторов пьесы Илью Ильфа и Евгения Петрова. В готовый сценарий Григорий Васильевич внес множество собственных правок и дополнений, после чего прозаики попросили убрать их фамилии из титров.
На главную роль в фильме Александров сразу утвердил свою жену и главную музу – Любовь Орлову. И она его не подвела. В работе актриса проявила такую силу терпения и самоотверженность, какой вряд ли мог бы похвастать кто-либо еще. Знаменитая сцена, в которой героиня «Цирка» исполняет хореографический номер на пушке, стоила Орловой нескольких недель лечения после съемок.
Впрочем, все эти старания не пропали даром. Картина произвела фурор в СССР – ленту отметили Сталинской премией Первой степени. А на Международной выставке в Париже «Цирку» присудили Гран-При.
За кадром «Волги-Волги»
Идея очередного музыкального киношедевра пришла к комедиографу на вечере самодеятельности. Там режиссер встретил талантливую деревенскую девушку, которую начальство не хотело отпускать в Москву на конкурс. Александров решил обыграть эту историю в своем новом фильме. Так появился сюжет сразу о двух творческих коллективах, вынужденных противостоять бюрократии, чтобы попасть в столицу на олимпиаду художественной самодеятельности.
Интересная легенда есть и у названия ленты. По одной из версий, оно появилось благодаря Чарли Чаплину. Во время поездки в США Григорий Александров исполнил для звезды немого кино песню «Из-за острова на стрежень». Чаплину очень понравилась строчка «Волга, Волга, мать родная…», и он предложил советскому режиссеру назвать так какой-нибудь фильм.
Конечно, на съемках «Волги-Волги» не обошлось без актерских подвигов. В одной из сцен герой фильма Бывалов бросается в воду с верхней палубы теплохода. Снимать этот эпизод пришлось глубокой осенью – вода была уже студеная, кое-где у берега даже плавали льдинки. Актер Игорь Ильинский сразу же блестяще справился с задачей, но в первом дубле подвела техника – заело пленку. Во время второго прыжка пароход качнуло, и отчаянный трюк артиста не попал в кадр.
Как и предыдущие работы режиссера, комедию «Волга-Волга» высоко оценил Иосиф Сталин. Позже он сказал Александрову при вручении ордена Ленина: «Это тебе за смелость. У меня такой же». Известно, что Верховный главнокомандующий пересмотрел картину несколько раз и даже выучил наизусть реплики героев. Создатели фильма были удостоены Государственной премии, а одну из копий ленты передали в подарок президенту США Франклину Рузвельту.