«Могилы рядом загорелись»: как мужчина из поселка Возрождение выжил после попадания молнии
С человеческим организмом при попадании небесного электрического разряда обычно происходит страшное. «Кровь закипает, полностью травмируются все сосуды, паренхиматозные органы все повреждаются (состоят из соединительно-тканного каркаса: печень, селезенка, легкие, поджелудочная железа и др. – ред.). И в точке выхода – тотальное обугливание сегмента. Выжить невозможно», – говорит заведующий ожоговым отделением Ленинградской областной клинической больницы Евгений Биктимиров.
Михаила Бескуделина спасло то, что в него прилетел только осколок молнии. От остальных разрядов вспыхнули деревья вокруг.
Скромный пациент
Он лежит на кушетке и спокойно читает детектив. Только левая пятка перебинтована.
В ожоговом отделении Ленинградской областной клинической больницы тихо. Желто-зеленые коридоры пустуют, пока по ним ведут съемочную группу.
«Так и до звездной болезни недолго. Советую ему, когда приезжает телевидение, кудри дыбом ставить. Так колоритнее для кадра», – смеется лечащий врач и открывает дверь в палату.
Михаил Феодосьевич к такому юмору относится спокойно. Даже услышав шутку, топорщит волосы руками: «Так?»
Все, кто зашел в палату, вежливо поглядывают на бинты – заметив это, Михаил Феодосьевич пытается чуть прикрыть ногу.
С родными отправились на кладбище
Михаил Бескуделин годами грузил песок в карьере на экскаваторе. За все время – ни одного несчастного случая. Но вышел на пенсию – и стал жертвой стихии.
Пока взволнованные родственники лили воду на руку, Михаил Феодосьевич чувствовал, что она как будто горит, а пошевелить конечностью вообще невозможно.
«Со слов близких получается, что, когда они садились в машину, молния ударила. Сосны вспыхнули, – говорит Михаил Бескуделин. – Сухая погода там была. Могилы рядом загорелись. Тушили их…».
Потом помчались всей семьей в больницу. Сначала районную. Но оттуда Михаила Феодосьевича перевезли уже в областную. С диагнозом «электротравма».
«У него, может, и сверхспособности появятся»
Михаил Феодосьевич медиков удивил сразу.
«Во-первых, потому, что уж очень красивый рисунок на теле молния оставила», – шутит заведующий ожоговым отделением Ленинградской областной клинической больницы Евгений Биктимиров.
Небесный заряд, действительно, прорисовал Михаила Феодосьевича с двух сторон – у него остались почти симметричные шрамы от подмышечных впадин до бедер: расходящиеся прожилки, как на цветочном листе. Это – из-за разрыва кровеносных сосудов под кожей.
На удивление – и радость врачебную, конечно, – после удара молнии ощущал мужчина себя… хорошо.
Не стой под стрелой
Но даже если повезло остаться в живых – удар молнии, объясняют врачи, всегда имеет последствия.
«Быстрое нагревание воздуха производит очень мощную взрывную волну, что откидывает человека на 3-5 метров. И это вызывает основные поражения: переломы, травмы черепно-мозговые», – говорит заведующий ожоговым отделением Ленинградской областной клинической больницы Евгений Биктимиров.
Пациенты, как правило, совершали ряд фатальных ошибок: прятались от ливня под деревом или даже за высоковольтной вышкой; держались в момент удара молнии за что-то металлическое; звонили по телефону.
Молния всегда бьет по одиночным открытым объектам: самолетам, небоскребам и памятникам. Поэтому во время грозы нужно соблюдать особые меры безопасности. Дома – отключить электроприборы и не подходить к окнам. В машине на трассе – остановиться, закрыть двери и не выходить. Если ничего рядом нет – то лучше всего… просто лечь на землю или заползти в яму.
Это тот случай, когда быть ниже травы, тише воды – критически важно.
Ахиллесова пята
…Молния прошла через тело Михаила Феодосьевича и вышла через пятку. Он пока старается не наступать на нее лишний раз. Болит сильно.
Лечить обожженную ногу придется еще месяц. Впрочем, мазать ее заживляющими гелями Михаил Феодосьевич уже будет, скорее всего, дома.
В родном поселке с символичным названием Возрождение.