Преображение из дурнушки в красавицу и благословение Раневской: к 80-летию Инны Чуриковой
5 октября исполняется 80 лет со дня рождения выдающейся советской и российской актрисы, народной артистки СССР Инны Чуриковой. Менее года она не дожила до своего юбилея, но навсегда осталась символом целой эпохи в отечественном театре и кино.
Неповторимая и любимая миллионами зрителей звезда театра и кино, обладательница множества кинематографических наград, лауреат двух Госпремий России, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Инна Чурикова снялась более чем в 70 фильмах, среди которых «Военно-полевой роман», «В огне брода нет», «Васса Железнова», «Идиот», «Московская сага». Актрисе были подвластны все образы – от неказистой Марфушечки в сказке «Морозко» до величественной королевы Елизаветы II в спектакле «Аудиенция». В честь юбилея великой актрисы рассказываем о том, как она пришла в профессию, чем потрясла режиссера Глеба Панфилова и каким уникальным даром обладала.
«Всю дорогу пела и плясала»: как Инна Чурикова решилась стать актрисой?
Инна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в небольшом Башкирском городке Белебее, куда из Подмосковья эвакуировали ее маму Елизавету Мантрову, когда отец Михаил Чуриков ушел на фронт. Однако город этот не оставил ничего в ее памяти, поскольку еще грудным ребенком она вернулась с мамой в Подмосковное село Коренево. Та, агрохимик и почвовед, устроилась работать в НИИ картофельного хозяйства. Каждый день она ездила на работу в Москву на электричке.
Когда после войны вернулся домой отец, он стал работать агрономом. Инна Чурикова вспоминала, что в детском саду всегда ждала отца: «Спешила во всю мочь. Спотыкалась: папа, папа! Вкусненькое что-нибудь привез? Он забирался в карманы, долго искал и доставал мне урючину, всю в табаке: вот тебе, дочка! И я эту сушеную абрикосину очищаю и, счастливая, говорю «спасибо». А потом папа совсем молодым ушел от нас к какой-то Раисе Петровне. И уехал в Алма-Ату».
Инна росла мечтательной, она часто воображала себя принцессой или героиней книжек, которые вслух читала мама. В старшей школе, когда они с мамой переехали в Москву, ее стало привлекать серьезное актерское искусство, и она записалась в драматический кружок при театре им. Станиславского. Уже с первых занятий Инна поняла, что театр – это то, что ей нужно по-настоящему, на всю жизнь.
Несмотря на то, что девочка мечтала о сцене, мама всерьез эту профессию даже не рассматривала. Она думала, что дочь станет биологом. Поступить в МГУ было непросто, но по настоянию мамы Инна серьезно готовилась: занималась биологией и химией. Однако перед самыми вступительными экзаменами в университет она вдруг заявила, что твердо решила стать актрисой.
Начало театральной карьеры, или «Будете получать ставку суфлера!»
Инна Чурикова подавала документы и в школу-студию МХАТ, и в Щукинское училище, но ее не приняли. А вот в «Щепку» при Малом театре она прошла с первой попытки. Пришла домой: «Мама, я прошла!» – и заплакала от счастья.
Педагоги Театрального училища имени Щепкина быстро разглядели в Чуриковой талант. Режиссер и педагог Вениамин Цыганков сказал: «Она или дура, или гений». И он не прогадал, взяв ее на свой курс. Правда, роли лирических героинь ей все же не доставались. Для этого вытянутого лица с широко распахнутыми, затаившими изумление глазами, вообще не находилось серьезных ролей. А вот все комические и острохарактерные персонажи были ее вотчиной. После получения диплома девушку пригласили работать в Московский театр юного зрителя. Правда, не обошлось без конфуза.
Инна Чурикова вспоминала, что она играла в ТЮЗе самые неожиданные роли. Например, роль свиньи. «Помню, на распределении ролей написано было: «Свинья – Чурикова», – рассказывала актриса. Я пошла к режиссеру и говорю: пожалуйста, я вас очень прошу, не назначайте меня на эту роль, я не хочу играть свинью, я вас умоляю, не надо. И что он делает, как вы думаете? Он встает на колени и говорит: «Никто так талантливо не сыграет свинью, как ты». И я поняла, что мне никуда не деться, ведь я только-только пришла в театр».
Преображение из дурнушки в красавицу и благословение Раневской
«Ленкому» Инна Чурикова оставалась верна до самого конца своей жизни. Она служила в этом театре 47 лет – целую вечность. На этой сцене она сыграла множество ролей, в том числе в спектаклях «Чайка», «Оптимистическая трагедия», «Три девушки в голубом», «Варвар и еретик», «Ложь во спасение», «Аквитанская львица». В двух вариантах «Гамлета», которые поставили в «Ленкоме» Андрей Тарковский и Глеб Панфилов, Чурикова в разное время сыграла Офелию и Гертруду.
Ее дарование, способность сплавлять в одном характере гротеск с лиричностью и романтикой, ее сложное лицо было востребовано в работах разных режиссеров. Но успех у зрителей оставался неизменным.
«Выбор ее на роль – это всегда решение, – говорил о Чуриковой актер Александр Збруев. – А уж если это центральная роль, то это, как правило, решение всей пьесы. Что мне нравится в ее творчестве – это то, что она не умеет быть «мимоходом». Афоризм «Искусство не терпит суеты» – это про Чурикову. Она до такой степени подробна, что партнер должен придумать нечто исключительное, чтобы, существуя рядом с ней, быть интересным».
Признание в любви длиною в жизнь
Более полувека спутником жизни Инны Чуриковой был режиссер Глеб Панфилов. Он рассказывал, что Инна Чурикова буквально сошла к нему с картины. Когда-то он повесил в своем доме репродукцию с неизвестной картины, на котором была изображена девушка с удивительным, не столько красивым, сколько магически притягательным лицом. Когда Инна Чурикова пришла на кинопробы, то ему показалось, что это та самая девушка с картины вошла в студию.
В этот момент он искал актрису на роль Тани Теткиной для съемок фильма «В огне брода нет». И все актрисы казались ему слишком красивыми, они не вязались с образом, в котором красота души должна постепенно проступить сквозь неброские черты. Пригласить на пробы Инну Чурикову режиссеру рекомендовал Ролан Быков.
А Глеб Панфилов тем временем буквально бился с худсоветом за право снимать в своем фильме именно Инну Чурикову. Как ни странно, режиссеру-дебютанту уступили. И во время съемок картины «В огне брода нет» началась сперва дружба, а потом и роман режиссера и актрисы. Инна говорила так: «Сама судьба протянула мне руку». Хотя поначалу она смущалась и робела рядом с постановщиком, который казался ей серьезным и замкнутым. Тем не менее она признавалась друзьям: «Еще во время первого разговора я поняла: это тот человек, которого я полюблю на всю жизнь».
После выхода их первого фильма талантливые режиссер и актриса уже не расставались. «Девушка с лучистыми глазами», как Глеб Панфилов называл Инну, навсегда покорила его душу. Они поженились в период съемок второй совместной картины «Начало».
После этого Глеб Панфилов снимал Инну Чурикову почти во всех своих фильмах. И не потому, что хотел продвинуть свою жену, как нередко делают режиссеры. Просто после встречи с таким могучим талантом, как Инна Чурикова, он не мог найти ни одну актрису, способную на такое раскрытие образов, на такую мощную и всепоглощающую работу, как она.
Жизнь Глеба Панфилова и Инны Чуриковой, сотворчество этих великих людей было их взаимным признанием в любви длиной в жизнь. Благодаря этому творческому тандему появились культовые картины, которые вошли в золотой фонд отечественного кинематографа – «Начало», «Прошу слова», «Валентина», «Васса», «Мать» и другие.
Для Панфилова снимать Инну Чурикову было не только залогом успеха, но и смысловым ключом, эмоциональным кодом каждой его новой картины. Можно сказать, что вся их совместная творческая жизнь – это признание в любви режиссера Глеба Панфилова своей музе Инне Чуриковой.