Его называли архитектором мирового порядка. На этой неделе не стало Генри Киссинджера – самого известного дипломата США XX века. Политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров изучил детали биографии первого не американца, сумевшего возглавить Госдеп.
73-й год. Президент США Ричард Никсон представляет Генри Киссинджера – первого в истории госсекретаря, который родился не в Америке.
Хайнц Альфред Киссингер (фамилия на немецкий манер) появился на свет в 1923-м в баварском городе Фюрт. Его родители – религиозные евреи – бежали от нацистов в 1938-м, обосновались в Нью-Йорке. Здесь Хайнц превратился в Генри. Он не только получил гражданство, но и пошел воевать за свою новую родину, прервав обучение в колледже в 1943-м.
Служил в военной разведке, потом в контрразведке в звании сержанта. Сражался с немцами в бельгийских Арденнах, за раскрытие спящей ячейки бывших гестаповцев получил Бронзовую звезду.
После окончания войны Киссинджер воспользовался так называемым «Солдатским биллем о правах» – ветеранскими льготами на получение высшего образования. В 50-х стал звездой Гарварда. Его бакалаврскую диссертацию о Шпенглере и Канте в университете до сих пор считают самой объемной – 388 страниц.
Во второй половине 50-х Киссинджер работал в Фонде братьев Рокфеллер, а затем стал советником одного из представителей богатейшей семьи – губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера. В Белый дом его пригласил другой республиканец – Ричард Никсон. Здесь Киссинджер совмещал сразу два поста. Единственный случай в истории США.
Отношения Вашингтона с Москвой – его главная тема.
Пока Киссинджер был при власти, задача стояла глобальная: не допустить, чтобы холодная война перешла в горячую, ядерную. Контакты с Советским Союзом он начал в 1969-м и проявлял завидную изобретательность, как вспоминал ныне покойный советский посол в США Анатолий Добрынин.
Результат – уже в 1972-м президент Никсон приехал в Советский Союз: подписал с Брежневым первые соглашения по противоракетной обороне и ограничении стратегических вооружений. Мир вздохнул с облегчением: разрядка.
В 1974 году новый президент США Форд посетил Владивосток. Хотя Брежневу, похоже, было комфортнее общаться с Киссинджером. И пресс-конференции тоже проводил госсекретарь.
Это неудивительно: за три месяца до исторического визита Брежнев позвал госсекретаря США на охоту в Завидово. По словам того же дипломата Добрынина, американского гостя здесь поили водкой и заставляли резать для всех колбасу. Особые отношение сложились с коллегой – советским министром иностранных дел Громыко.
Но это не значит, что Киссинджер был другом Москвы. Вот как он объяснял неожиданный разворот в отношениях с Китаем в начале 70-х.
Отношения Пекина с Москвой испортились задолго до Киссинджера, еще при Хрущеве, но и с Вашингтоном почти четверть века никаких контактов. Еще в 69-м все казалось безнадежным.
Киссинджер все изменил. Наладил каналы общения, и всего пару лет спустя Китай занял в ООН место верного союзника США – Тайваня. В том же 72-м Никсон уже вовсю общался с китайским руководством, восхищался Великой китайской стеной и аплодировал актерам, играющим в спектакле про революцию.
Все же именно благодаря своим связям с Москвой Киссинджер добился успеха на Ближнем востоке – во время так называемой Войны Судного дня он перемещался между Израилем, арабскими странами и Советским Союзом и помог урегулировать конфликт. Уже тогда он получил прозвище «Кисс» – сокращение от фамилии, переводится как «поцелуй».
«Некоторое время он фигурировал в сплетнях в качестве потенциального холостяка. Журналы пытались продать его как такого прожигателя жизни. Это было частью его репутации, созданной его пиар-компанией. Что касается его навыков переговорщика, то тут тоже можно говорить о поцелуе», – рассказал политолог Дон де Бар.
За эти навыки Киссинджер даже Нобелевскую премию мира получил – после подписания мирного соглашения с Северным Вьетнамом в Париже. Правда, после ухода американцев война продолжалась еще два года. Роль госсекретаря в ней оценивают неоднозначно. Американский журналист Кристофер Хитченс даже книгу написал «Суд над Генри Киссинджером».
Тогда погибли до полумиллиона человек. Киссинджер считал угрозой США все левые движения, особенно в Латинской Америке, например, в Чили. Вашингтон беспокоил президент-социалист. Госсекретарь разработал план по дестабилизации неугодного правительства и после военного переворота поддержал диктатора, генерала Пиночета. Это следует из рассекреченных документов, которые опубликовала американская негосударственная организация.
Государственные должности он не занимал с 77-го года, но по-прежнему оставался в большой политической игре.
«Это считалось обязательным, если уж какая-то проблема, то надо узнать, что скажет Киссинджер», – рассказал политолог, президент Американского университета в Москве Эдвард Лозанский.
В 1990 году Киссинджера пригласили на званый ужин в советское посольство в Вашингтоне с участием самого Михаила Горбачева. Обсуждали сближение Запада и Востока, которое на деле привело к развалу СССР.
Геополитический расклад изменился с приходом к власти Владимира Путина. С ним Киссинджер встречался более десяти раз.
«Я считаю, что вы один из наиболее тонких экспертов, в том числе и в российско-американских отношениях», – говорил Владимир Путин.
Еще в 2016-м он предупреждал: «Россия и США – ядерные державы, обладающие передовыми технологиями. Постоянная напряженность между нами приведет к последствиям для всего человечества и даст возможность Китаю совершить рывок».
На родине его слушали, да не слышали. Нынешние американские политики рассорились и с Россией, и с Китаем, отказались от всех договоров по ядерной безопасности. Да и войне на Ближнем Востоке конца не видно. От полувекового наследия Киссинджера практически ничего не осталось.