Славянский карнавал – так называют Масленицу. До официального прощания с зимой осталась всего неделя. С понедельника начинают печь блины, передает корреспондент «МИР 24» Эльмира Низамова.
Прощание с зимой и встреча весны. Торжество жизни над смертью. Славянскую Масленицу этнографы сравнивают с карнавалом, слово так и переводиться – «прощай мясо».
Понедельник – встреча. Невестки в этот день отправлялись к родителям. Для символа Масленицы – чучела – собирали солому и старье. На улице строили крепости и горы из снега, а в домах – из блинов. Их делали и кружевные тонкие, чтобы солнце видно было, и пышные на опаре.
Блины исторически – блюдо поминальное. С этим ритуалом связана и поговорка: «Первый блин комом».
Блины без масла не испечь. По весне отелившиеся коровы начинали давать много молока. Им и «умасливали». Так родилось название праздника – Масленица.
Вторник назывался Заигрыш. У природы просили плодородной земли, молодым желали потомства.
«Старшее поколение в это время присматривало, кто кому нравится. После из этих пар проходило сватовство, уже после масленичной недели», – рассказала участница ансамбля народных песен «Вселена FOLK Оксана Юмашева.
Девушки и парни заигрывали друг с другом в хороводах.
Работать на Масленицу было не принято. По гостям ходили всю неделю. В среду-лакомку – к теще на блины. За столом мирились те, кто в ссоре, и обязательно делились с ближними.
В четверг начиналась широкая Масленица. Во дворах разворачивалось поистине карнавальное веселье: пели, танцевали, мерились ловкостью и силой.
«Существовали богатырши-женщины, которые на равне с мужчинами выходили драться», – рассказала участница ансамбля народных песен «Вселена FOLK» Оксана Юмашева.
Драться – дрались, но зло держать на противника было нельзя. Гуляли с такой силой, как потом работали на полях до поздней осени.
В пятницу даже самый строптивый зять должен был тещу приветить и угостить.
За Масленицей у православных следует Великий пост. Мясу предпочитали рыбу. Ели побольше и повкуснее.
Суббота – это женский день. Крестьянки звали на посиделки золовок, а те под шумок оценивали хозяек. Холостые да незамужние гуляли по-своему.
«На голову нужно было положить блин. Такая традиция. Парни выбирали девушек. Считалось, что он должен был стащить с ее головы блин и съесть его, а потом пригласить», – рассказала ведущий научный сотрудник, хранитель отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Татьяна Зимина.
Так выбирали невесту или спутницу для веселья. Играть с блинами разрешали, а вот резать ножом – нет. Говорили, что беда будет.
В Прощеное воскресенье очищали душу от грехов и сжигали прошлое.
«Дорогую Масленицу наряжали в самые старые вещи. Ненужные вещи каждая хозяйка приносила из дома. Считалось, что вместе со старыми вещами сжигается все старое», – рассказала участница шоу-группы «Параскева» Инна Каменева.
Вместе с пеплом от одежды больных в землю к предкам отправляли надежду на выздоровление, а со сгоревшей соломой – на хороший урожай. Даже спустя сотни лет за огненным зрелищем славянского карнавала по-прежнему кроется глубокий смысл.