От кризиса печати до секретов метранпажа: все о производстве газет в СССР
Для отечественной журналистики сегодня памятный день. Ежегодно 5 мая в СССР отмечали День печати. Этот праздник был приурочен к выходу первого выпуска газеты «Правда», которая служила главным рупором страны советов. О том, как развивались печатные СМИ в советское время, кто такие журналисты из народа и как была устроена редакционная кухня, расскажем в материале MIR24.TV.
Преодоление кризиса печати
«Не читайте до обеда советских газет», – говорил герой знаменитой булгаковской повести в 1925 году. Однако и без этого категоричного предостережения в начале 20-х годов печатная периодика переживала не лучшие времена. Только что закончилась Гражданская война, привычная картина мира рухнула, образовался дефицит грамотных авторов, возникла нехватка бумаги, краски и другой полиграфической печати. Газеты покупались реже, тиражи падали. Это время вошло в историю отечественной журналистики как послереволюционный кризис печати.
Чтобы преодолеть плачевную тенденцию, нужны были решительные действия. Понимая, какое значение играет пресса в формировании политических и общественных процессов, партийное руководство взяло под контроль периодику. Финансирование газет полностью перешло на бюджетные средства, часть изданий была закрыта, стали организовываться курсы для журналистов, появились полиграфические комбинаты, наладилась бумажная промышленность.
При этом каждый советский гражданин мог выбрать чтиво по душе. Любители художественной публицистики выписывали «Литературную газету». Спортивные новости публиковали в «Красном спорте». Для женщин регулярно выходила «Работница», для детей – «Пионерская правда» и «Ленинские искры». Среди наиболее популярных изданий в различные годы советской эпохи фигурировали «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Известия». В конце трудового дня люди скупали «Вечёрки».
«Многотиражки» и журналисты из народа
Помимо центральных и областных газет, активно развивалась многотиражная печать. В народе такие издания называли просто «многотиражки». Их выпускали практически при каждом заводе, колхозе, институте. В них писали о жизни и трудовой деятельности предприятий, продвигали идею выполнения планов, освещали проблемы и достижения коллектива. «Советское земледелие», «Водный транспорт», «Крестьянская газета», «За индустриализацию», «Тяжелое машиностроение», «Медицинский работник» и т.д.
На фоне развития «многотиражек» возник целый ряд новых специальностей: рабкоры, селькоры, военкоры, стенкоры, пионеркоры, аулкоры, копкоры (писали о кооперации). Новая власть, активно продвигавшая принципы народности и массовости печати, поддерживала и поощряла таких энтузиастов. К середине 70-х с печатной прессой активно сотрудничали около 6 миллионов рабочих и колхозников.
Большую работу с рабселькорами проводили знаменитые советские авторы. Максим Горький постоянно вел переписку с рабочими и сельскими корреспондентами, давал им ценные советы и называл их «кандидатами в интеллигенцию». Многократно выступал перед рабселькорами и Владимир Маяковский, посвятивший им свои стихи: «Рабочий корреспондент», «Селькор», «Баллада о бюрократе и о рабкоре».
Спецрейсы для «Правды» и послевоенная печать
Главной газетой в СССР всегда считалась «Правда». На ее страницах печатали постановления органов власти, официальные речи партийных деятелей и прочую информацию государственной важности. Дата ее создания – 5 мая 1912 года – официально отмечалась как День советской печати.
В период Великой Отечественной войны на первый план вышли фронтовые газеты. Главной среди них оказалась «Красная звезда». Через ее редакцию успели пройти такие знаковые писатели и публицисты, как Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Всеволод Вишневский, Константин Симонов, Андрей Платонов, Василий Гроссман.
Издавались также флотские, партизанские, армейские газеты. Боевой дух граждан поддерживала сатирическая периодика с множеством занятных карикатур. На оккупированных территориях передавались подпольные брошюры, а с воздуха разбрасывались листовки и воззвания.
После войны потребовалось несколько лет, чтобы восстановить многомиллионные тиражи советских изданий. Каждое последующее десятилетие пресса подстраивалась под общественные и политические процессы. Оттепель, эпоха «застоя», перестройка – вместе со сменой режимов изменялись повестка, цензура, принципы работы печатных СМИ.
К началу 90-х в СССР издавалось 8434 газеты с годовым тиражом в 47,9 миллиардов экземпляров. Выходило, что каждая советская семья выписывала как минимум по одной газете ежемесячно.
Словарь советской редакции: метранпаж, «свежий глаз», штаб, макетчик
Всем читателям советской периодики знаком характерный керосиновый запах свежего оттиска. Все дело в краске, которую использовали при технологии высокой печати. Эта метод был самым распространенным способом производства газет в СССР. Высокий способ печати предполагал нанесение текста посредством рельефной матрицы. Принцип работы прост: на выступающие печатные формы наносили вязкую краску, затем прижимали к листу, получая отпечаток. С появлением современных технологий высокую печать стали применять гораздо реже. Тем не менее этим способом и сейчас тиражируют некоторые виды газет, книг, справочников, прочей периодики.
Закулисье советских типографий хранит множество занятных фактов. Например, профессию с необычным названием – метранпаж. В обязанности такого специалиста входила верстка газеты. От него главным образом зависело искусство шрифтового оформления издания, а также гармоничного расположения всех частей набора.
Впрочем, заботиться об эстетической стороне выпуска обычно времени не было, ведь в журналистике оперативность всегда стояла на первом месте. Метранпажи, вынужденные работать в самые сжатые сроки, использовали устоявшиеся способы верстки «внакрут» (когда один материал ставится вслед за другим) и традиционное расположение отделов по страницам.
В 30-е годы для автоматизации процесса стали использовать макеты. Изначально работа с макетами ложилась на выпускающего редактора, который расписывал места для заголовков, публикаций, иллюстраций, их расположение и размер. Позже задачи макетирования перешли к специалистам, досконально изучившим все тонкости ремесла. К примеру, опытный макетчик понимал, как движется взгляд читателя по газете и располагал материалы по степени важности. А еще он мог «рубить хвоста» – то есть беспощадно сокращать заметки из-за недостатка места.
Важнейшим звеном в подготовке газетного выпуска был ответственный секретариат. В современном понимании – это организационно творческий центр, эдакий «штаб редакции», отдел, разрабатывающий тактику действий и воплощающий ее в жизнь. Ответственный секретарь и его заместители отвечали за правильное функционирование всего коллектива, контролировали исполнение редакционных заданий и сдачу номеров в срок.
Во многих советских редакциях также работали секретари-машинисты, корректоры, литературные сотрудники, фотографы, художники-ретушеры, линотиписты, бухгалтеры, курьеры. Конечно, ни один газетный выпуск невозможно представить без труда пишущих журналистов и корреспондентов. Нередко именно они и брали на себя функции всех вышеперечисленных сотрудников. Так, в небольших локальных изданиях штат газеты мог состоять всего из двух человек: редактора и журналиста. Иногда эту компанию дополнял фотокорреспондент, работавший на полставки.