«Они довольно крупные и не боятся человека»: встречаются ли животные-мутанты в Чернобыльской зоне отчуждения?
38 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла авария на Чернобыльской АЭС. Помимо разрушений и высокого радиационного фона, катастрофа породила мифы и легенды, которые продолжают будоражить воображение многих. В том числе – о том, что зону отчуждения населяют животные-мутанты, предки которых получили дозу радиации после катастрофы на АЭС. Правда ли это, в интервью корреспонденту MIR24.TV рассказали исследователь и проводник, водивший группы туристов в эти места.
«Я несколько лет подряд водил группы в окрестности Припяти, преимущественно в покинутые населенные пункты, – говорит проводник Георгий. – Брошенные поселки действительно обычно производят на людей сильное впечатление. Как и то, что в них свободно гуляет всякая дикая и окончательно одичавшая живность. Лично я видел кабанов, лисиц, волков, косуль, зайцев, есть одичавшие собаки, много разных птиц. Лет пять назад встречались также измельчавшие и весьма неопрятно выглядевшие потомки коров, которые когда-то были брошены в деревнях. Кто-то из проводников рассказывал, что встречал медведя, но лично мне сталкиваться с таким большим и опасным зверем не приходилось».
По словам Георгия, внешне живность зоны отчуждения ничем не отличается от своих собратьев в других местах. «Просто они довольно крупные и не боятся человека – не чувствуют опасности, поскольку не привыкли встречаться с людьми. И тех туристов, что ходят в зону, чтобы пощекотать себе нервы, впечатляет, когда животные мелькают прямо в брошенных домах и ничего не боятся. Им кажется это зловещим, отсюда и мифы про оборотней», – рассказывает проводник.
«Возьмем знаменитые сосны с укороченными побегами – так называемая «ведьмина метла», – продолжает исследователь. – Они выросли в зоне отчуждения уже после катастрофы и их рассматривали, как явные растения-мутанты. Но потом, когда эти сосны начали плодоносить, с них собрали семена, которые высеяли на чистой делянке. И из этих семян выросли самые обычные сосны. То есть природа все «переварила» и снова вернулась к норме».
В целом же, ученые утверждают, что радиация как мутаген хорошо действует у микроорганизмов и организмов, у которых очень короткий период от рождения до появления половых продуктов. А организм чуть покрупнее, даже размером с полевку, радиация скорее убьет, чем вызовет мутацию. Просто потому, что радиация в основном будет поглощена тканями. Чтобы что-то, способное сильно повысить количество мутаций, дошло до половых продуктов, нужна такая доза, при которой организм уже не выживет.
По словам научного журналиста, за счет того, что природа избавлена от вмешательства человека, там очень сильно увеличилось количество и качество представителей растительного и животного мира. «Там появились виды, которые ранее не были там замечены, в том числе многие крупные хищные птицы. И, конечно, расплодились и перешли на саморегулирование самые обычные виды – волки, кабаны, косули, водяные черепахи и так далее. Но ничего диковинного там не возникло. Просто стало комфортно тем видам, которые плохо живут в ландшафте, освоенном человеком», – говорит Жуков.
«Да, конечно, когда радиация была. Но с тех пор что-то вымылось водами и ушло в Днепр, что-то частично осело в речных осадках, что-то остается: можно найти участки с повышенным радиационным фоном. Но живность, которая там живет, не обращает на это внимание и абсолютно адаптировалась», – заключил эксперт.