«БАМ 2.0»: как грандиозный проект СССР развивают в современной России?
Байкало-Амурскую магистраль строил весь Советский Союз. Каждая республика СССР брала шефство над конкретной станцией и участком дороги. Так, Армения возводила станцию Звездная, Азербайджан строил Улькан, а Казахстан – Чару. И вот БАМ снова строят. Спустя 50 лет магистраль модернизируют. Теперь это называется «Восточный полигон». О дорогах будущего рассказывает политический обозреватель «МИР 24» Анна Бажайкина.
Берег Охотского моря. Поезд дает гудок на старт по очередному участку обновленной Байкало-Амурской магистрали. Здесь теперь два пути вместо одного. Самый дорогой и грандиозный проект Советского Союза в новой России вырос до версии «БАМ 2.0».
На языке строителей – это сбойка второго Дуссе-Алиньского тоннеля в Хабаровском крае, то есть соединение двух встречных тоннелей, протяженностью почти два километра. Чтобы пробить путь, взрывали три года метр за метром. 200 тонн взрывчатки потребовалось. БАМ новой версии – это новые пути, тоннели и мосты. В будущем он полностью сольется со своим старшим, дореволюционным братом Транссибом. Сейчас эту железнодорожную сеть называют «Восточный полигон железных дорог».
О железной дороге от Байкала до Тихого океана в России еще в XIX веке мечтали. Но не было ни возможностей, ни техники. Начали в 1930-е годы. В конце 40-х сдали первый участок от Тайшета до Усть-Кута. Все решилось в 60-е, когда между СССР и Китаем возникли разногласия, и старый добрый Транссиб стал уязвим.
27-е апреля 1974 года, Москва, Кремль. XVII съезд комсомола. Это и есть день рождения БАМа.
«Я помню, получали мандаты – направления на стройку БАМа. Прямо из Кремля комсомольцы в таких красивых формах направлялись уже на БАМ. Прям из этого зала выстраивались, и их провожали», – поделилась народная артистка СССР Роза Рымбаева.
Первые сотни добровольцев в бескрайней тайге оказались уже через две недели.
«Казалось, что если ты попал на БАМ, то ты попал на другую планету, ты что-то сделал в своей жизни», – отметил музыкант, член Союза композиторов России Игорь Демарин.
Это и, правда, было сродни покорению необитаемой планеты. Вечная мерзлота, ранее абсолютно непригодные для жизни территории.
«Главную роль играла авиация, малая авиация, то есть вертолеты. Заброска первых комсомольских отрядов на БАМ проводилась с помощью вертолетов, заброска продуктов, заброска оборудования, заброска строительных материалов», –рассказал заместитель директора Музея Восточно-Сибирской железной дороги Александр Хобта.
«На БАМе очень хорошо зарабатывали. На БАМе зарабатывали до 1000 рублей в месяц, это были огромные деньги», – заявил писатель, драматург Юрий Поляков.
Но все-таки основная часть добровольцев ехала за тем, что ни за какие деньги не купишь, – за смыслом жизни, и, конечно, за счастьем.
«Мы ехали, 20 вагонов, проехали всю страну. На каждой станции нас встречали с цветами, хлебом-солью», – рассказала первостроитель БАМа Татьяна Перепелицына.
Многие потом так и останутся жить на новых освоенных территориях. Типичный бамовец – молодой человек или девушка лет 25, с образованием, с профессией и перспективами. В активном поиске друзей и второй половины.
«Я вам скажу такую маленькую деталь: рождаемость на БАМе была в два раза выше, чем в среднем по Союзу!» –отметил начальник Главного управления по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, глава Бамовского содружества Ефим Басин.
О БАМе снимали фильмы, писали стихи, а осенью 1975 года в Тынду отправился первый агитпоезд, состоящий из пяти вагонов красного цвета. Кто там только не выступал. Легендарные советские артисты Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Людмила Сенчина и Муслим Магомаев, ансамбли «Песняры», «Самоцветы», «Пламя». БАМ превратился в концертную площадку мирового уровня. Американский певец Дин Рид до такой степени влюбился в атмосферу стройки века и советских людей, что просил остаться жить в Советском Союзе и песню написал, где главное слово без перевода как есть – BAM.
За время строительство БАМа здесь побывало более двух миллионов человек. Строили все советские республики. Каждая прокладывала свой участок дороги. А еще за каждой ССР закрепляли шефство по возведению станций. Поэтому многие поселки получились в особом, национальном стиле. На станции Звездная (ее строила Армения) узнаваемые дома из знаменитого армянского розового туфа. Мастера из Дагестана Кунерму украсили кавказскими орнаментами, в Улькане – отделка азербайджанским травертином и мозаикой. А в Новой Чаре вокзал в виде казахской юрты и балконы на многоэтажках. Строили на века. Здания способны выдержать землетрясение в девять баллов.
«Так ведут за свободу бой, БАМ станет нашей с тобой судьбой». Все, как в той песне и получилось. Более четырех тысяч километров через сопки, тайгу и вечную мерзлоту, магистраль пересекает 11 крупных рек и семь горных хребтов. На всем протяжении БАМа построили 200 станций. Для их обслуживания основали 60 городов и поселков. Пришлось соорудить свыше двух тысяч мостов, пробить 10 тоннелей. Среди них и самый длинный в России – Северомуйский тоннель. 15 с лишним километров прорубили в гранитной толще. В 1979-м там случилась трагедия. Проходчики попали в плывун – участок древнего русла реки Ангаракан. Вода взломала гранитную перемычку и вместе с песком хлынула в тоннель. Несколько проходчиков погибли на месте.
«Колоссальный приток воды, причем горячей до 70 градусов. Это такое ЧП. Мы вышли из положения, быстро спроектировали и сделали обход», – рассказал Ефим Басин.
Полную эксплуатацию тоннеля удалось запустить в 2003 году. 29 сентября 1984 года то «невозможное» стало «возможным». На разъезде Балбхта в Забайкалье бригады встретились. С запада шли комсомольцы-ударники, с другой стороны помогали военные: восточным участком БАМа занималось Главное управление Железнодорожных войск. Пройдя вместе почти четыре с половиной тысячи километров, они соединили две части БАМа в единое «золотое звено»! Эти кадры, где суровые первопроходчики рыдают как дети, потом не раз весь мир облетят. Праздновали победу по-особенному. В каску вливали бутылку шампанского и бутылку водки и пускали по кругу. Коктейль от бамовцев потом получил название «Северное сияние».
До конца года уложат почти полторы тысячи километров рельсов. По железно дороге можно будет везти не только больше, но и быстрее. Например, контейнеры из портов Дальнего Востока западных границ России займет всего неделю, против нынешних 11 суток.