Первый брейк-данс в кино и музыка Эдуарда Артемьева: пять причин посмотреть фильм «Курьер»
Во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов Карен Шахназаров снял целый ряд необычных, в какой-то мере фантасмагоричных картин, в том числе «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Сны». Все они отражали тревожный и неопределенный дух эпохи, а самым жизненным и простым для восприятия среди них был «Курьер». Фильм был снят по повести Карена Георгиевича, в центре повествования – двое молодых людей. Иван провалил экзамены и работает курьером в журнале, Катя поступила на первый курс в МГУ и учится на лингвиста. У одного – разведенные родители и несчастная мать, у второй – благополучная профессорская семья. Казалось бы, ничего общего, но жизнь ненадолго сводит их вместе. И вот пять причин, чтобы посмотреть фильм «Курьер».
Самая популярная картина Карена Шахназарова
Нынешний глава «Мосфильма» Карен Шахназаров – не самый плодовитый режиссер, в его фильмографии около 20 картин. Первым большим успехом Шахназарова стала музыкальная комедия «Мы из джаза», вышедшая на большой экран в 1983 году, а в 1985-м режиссер представил лирическую музыкальную комедию «Зимний вечер в Гаграх». Уже через год вышел «Курьер» – история о дерзком и неординарном советском выпускнике-нигилисте, провалившем экзамены в институт, находящемся в конфликте с миром взрослых и имеющем крайне расплывчатые представления о собственном будущем. Броня этого «героя своего времени» – дурацкие шуточки, выдаваемые с самым безразличным выражением лица, но помогут ли они Ивану Мирошникову найти свой путь в жизни, не такой, как у родителей?
«Курьер», как и любое истинное произведение искусства, не теряет актуальности, ведь поднимает вечные вопросы. Из всех фильмов Карена Георгиевича именно этот чаще всего оказывается в программе телепередач российских телеканалов.
Брейк-данс и музыка Эдуарда Артемьева
Большое значение в своих фильмах Карен Шахназаров уделяет музыке – так было и с «Курьером». Основную тему для комедии написал знаменитый композитор Эдуард Артемьев – пионер в области синтетической музыки в России, автор музыки к работам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского. Для «Курьера» Артемьев написал динамичную, жизнеутверждающую, но немного тревожную тему – под нее в самом начале фильма Иван мчится на привезенном из Эстонии скейтборде приятеля.
Говорят, когда-то существовал эпизод, в котором к танцующей толпе присоединяется и главный герой фильма. Сначала он наблюдает за движениями ребят со стороны, а потом выходит в центр круга и пытается повторить их. Однако эту сцену вырезали при монтаже.
Юные актеры, которые прославились одним фильмом
Во многом успех «Курьеру» обеспечил удачный подбор актеров, в фильме снялись Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Черный, Владимир Меньшов… Профессорскую дочку Катю сыграла Анастасия Немоляева – племянница актрисы Светланы Немоляевой, дочь ее брата – оператора Николая Немоляева. Дедушка Анастасии, Владимир Немоляев, был кинорежиссером, а бабушка работала звукооператором на «Мосфильме». Не удивительно, что сниматься в кино девочка начала чуть ли не в 11 лет.
Несмотря на яркий дебют в кино, ни Анастасия, ни Федор не связали с ним жизнь. Анастасия окончила ГИТИС, несколько лет играла в Театре на Малой Бронной и снималась в кино, но в итоге стала художником и специализируется на росписи эксклюзивной дизайнерской мебели. Федор сыграл Витю Шевченко в пронзительной картине Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна», но значимых работ в кино у него больше не было. Молодой человек окончил медицинское училище, работал фельдшером скорой помощи, а еще испробовал множество разных профессий – от актера озвучки до дворника и официанта.
Перестроечная мода: с миру по нитке
Интересен фильм и с точки зрения перестроечной эстетики. Тут можно увидеть, как выглядела элитная и обычная квартира в середине 1980-х, как одевалась «золотая молодежь» и простые ребята. В просторной квартире Кати со старинной фамильной мебелью соседствует на сегодняшний день абсолютно морально устаревшая «стенка» – тогда это было шикарно. Иван же ютится на узкой облезлой кровати, зато стены комнаты украшают постеры с рок-звездами и папины подарки из Африки.
На фоне сверстниц, мечтающих выглядеть модно, по-западному, как в журналах, Катя одевается скромно: почти не видно косметики, никаких зачесов, объемной бижутерии и ярких цветов. Все со вкусом и в меру – и в этом ее утонченность.
Размышление о ценностях и мечтах
«Курьер» – это прежде всего история о конфликте отцов и детей. «Сегодня, Агнесса Ивановна, вы имеете честь познакомиться с типичным представителем современной молодежи. Этакая смесь нигилизма с хамством. Любопытнейший экземпляр, любопытнейший. <…> Видите, все принимается в штыки. Из всего делается спектакль. Шутовство, возведенное в принцип. Нам ничего не нужно, мы все сами знаем», – так представляет Ивана своей матери отец Кати.
Иван решает добить родителя и откровенничает, что его жизненные принципы «самые несложные»: иметь приличный оклад, машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях, «да, еще поменьше работать».
В общем-то, перед нами нормальные бунтующие в разной степени подростки и нормальные заботливые родители, но как сложно им найти общий язык.