Зюганов. Главный мымринец
В свои 80 он не собирается уходить из большой политики и готов еще многое сделать для России. Поздравления с юбилеем на этой неделе принимал Геннадий Андреевич Зюганов. Главному коммунисту страны подарили огромный тульский пряник, дагестанскую бурку, папаху и клетку с курским соловьем. Но главный подарок – указ президента о награждении Золотой звездой Героя труда Российской Федерации.
«Вы и возглавляемая вами партия, безусловно, занимаете исключительно патриотические позиции, и это чрезвычайно важно, имея в виду ваше влияние на общество. Поэтому я вас хочу за это поблагодарить и еще раз поздравить и с юбилеем, и с государственной наградой», – сказал президент России Владимир Путин.
«Спасибо, Владимир Владимирович! Для меня служение народу, нашему государству, моей любимой родине было всегда высшим смыслом. Если брать историю, у меня в роду все воевали, все защищали родину. Старший брат отца погиб, защищая и освобождая Беларусь, следующий похоронен на Украине, отцу оторвало ногу под Севастополем, другой его брат подорвался на тракторе у дома. Я воспитывался в селе, в котором из 10 мужиков двое вернулись на родину. Мой отец вернулся и много лет учительствовал», – ответил Геннадий Зюганов.
Тихое село Мымрино на окраине Орловщины. Те же, что и везде, деревянные дома. В одной из таких изб 80 лет назад родился, пожалуй, самый известный мымринец в России – Геннадий Андреевич Зюганов.
Зюганов давно уехал из Мымрино, но Мымрино никогда не покинет его сердце. Коммунист №1 регулярно посещает места своего детства.
«Он стоял спиной к клубу, а я лицом. «Валя, иди сюда. Это моя соседка», – рассказала жительница д. Мымрино Валентина Антипова.
Валентина Антипова жила по соседству с родителями Зюганова – Андреем Михайловичем и Марфой Петровной. От октябренка до коммуниста – Геннадий вырос на ее глазах.
В партию Геннадий Андреевич вступил после армии. Служил в войсках химразведки в Германии.
Комсомол, горком, обком партии. Зюганов прошел все партийные ступеньки в Орле. Его заметили старшие товарищи – Яковлев и Полозков – и пригласили на работу в Москву, в ЦК. Заниматься вопросами государственного строительства и гуманитарными проблемами. Через шесть лет он уже второй человек в самом главном, идеологическом отделе ЦК. Но этот карьерный взлет случится перед самым концом некогда всемогущей КПСС. В 1990 году именно Геннадий Зюганов станет одним из создателей компартии РСФСР. Первым руководителем российских коммунистов выберут того самого «старшего товарища» Ивана Полозкова. Первым – потому что у всех республик Союза были свои компартии, а у РСФСР не было. Считалось, что сама КПСС и есть партия российских коммунистов. Вместе их собрал Горбачев. Это была его идея.
1991 год. Быть коммунистом уже не престижно. На улицах горят костры из партбилетов. Ельцин своим указом запрещает КПСС и Компартию РСФСР. А потом не стало и страны.
Знамя сорвано, касса украдена, идея предана. Но Геннадий Андреевич не перекрашивается и не сдается. Остается верен заветам Ильича. В начале 1993 года встречается с соратниками дома на кухне и решает восстановить партию. Впервые съезд коммунистов проходит не в Кремле, а в подмосковном пансионате.
«Наследие ему досталось крайне сложное. Партия была в идеологическом кризисе. После серьезного политического поражения, связанного с распадом СССР. И он сумел собрать воедино партийные силы», – пояснил советник президента России по политическим вопросам в 1991-1993 гг. Сергей Станкевич.
Во время «черного октября» 1993 года Зюганов поддерживал Хасбулатова и Руцкого.
Но в ночь с 3 на 4 октября, когда баркашовцы штурмовали Останкино, Зюганов призвал соратников одуматься и не допустить гражданской войны. Это был его теледебют.
«Мы должны создать благоприятные условия для процесса, который начался вчера по инициативе 63 руководителей республик, краев и областей», – заявил тогда Зюганов.
С тех пор он не исчезает с голубых экранов. В 1993 году коммунисты попали в думу, создали фракцию, лидером которой Геннадий Андреевич является до сих пор.
Жители Мымрино голосовали за Зюганова не потому, что хотели иметь своего человека во власти. За первую пятилетку 90-х, они, как и многие в стране, устали от безработицы, бешеной инфляции и бандитских разборок. Люди верили: «человек из народа» вернет им то ощущение стабильности, что было в стране Советов. В деревню опять потянется молодежь, и снова запоют гармошки.
Президентскую кампанию Геннадий Андреевич начал не в родном Мымрино, а в швейцарском Давосе. В феврале 1996-го. Туда Зюганов приехал фактически на смотрины. Встречался с главными глобалистами, держался уверенно – рейтинг выше ельцинского в пять раз. Говорил убедительно и, возможно, даже понравился. Но российских олигархов испугал и объединил в борьбе против себя. «Не дай Бог!» – так называлась главная антикоммунистическая газета, которая объясняла россиянам, чем грозит стране возвращение коммунистов. Заказные статьи, оскорбительные карикатуры – газеты с таким содержанием бросали в почтовые ящики. Одна из них попала в руки матери Геннадия Андреевича.
«Мать когда ее взяла, она на ощупь была грязная, омерзительная. Я ее неделю откачивал. Она увидела такую газету», – рассказал Геннадий Зюганов.
За Ельцина голосовали те, кто не хотел обратно в Союз. И таких оказалось гораздо больше, но сторонники Зюганова результаты выборов не признали.
«Кто вам сказал, что Зюганов проиграл на выборах? Центризбирком? Ну знаете... Я отношусь к тем, кто убежден, что Зюганов на выборах победил, но признал победу Ельцина. Почему? Не знаю», – отметил Сергей Бабурин.
По мнению соратников Зюганова, он отказался от борьбы, чтобы избежать очередной гражданской войны.
Зюганов – политик из народа и для народа. Оттого и речи его такие понятные для всех.
Деревня Мымрино давно опустела, и сейчас здесь живут одни пенсионеры. У каждого из них в запасе есть пара историй о пионере Гене Зюганове и его любящих родителях.
«У меня корова была, я им давала молока, каждый день по трехлитровке. Андрей Михайлович, бывало, скажет: зачем? Когда Геннадий приедет, он учился: вот теперь можно носить молоко, приехал молочник», – вспомнила жительница Мымрино Валентина Антипова.
Под красным флагом Геннадий Андреевич всю жизнь. У него свой рецепт политического долголетия:
И, конечно, пасека. Потомственный пчеловод свой первый улей сколотил в 11 лет. Зюганов любит повторять: в улье все устроено как в большой политике: одни – трутни, другие – рабочие пчелы.