Ассанж: узник совести на свободе
На этой неделе была поставлена точка в деле основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Многие увидели в этом предвыборную манипуляцию Байдена в борьбе за голоса американцев. Но важно одно – узник совести на свободе. Что теперь будет с Ассанжем и WikiLeaks, попыталась понять политический обозреватель «МИР 24» Анна Деркач.
Одно из самых известных видео, опубликованных Ассанжем, снято в 2007-м. Американские вертолетчики расстреливают группу мирных иракцев, в том числе двух репортеров агентства Reuters. Так празднуют свадьбы в Афганистане. Широко и громко. Стрелять в воздух – старинный обычай. Только американские военные в местные традиции не углубляются, просто отвечают ответным огнем. Таких случаев было как минимум четыре. Сотни погибших. В основном женщины и дети.
Но именно Джулиана в США считают преступником номер один. Несмотря на то, что он даже не гражданин Соединенных Штатов, а документы получил от Брэдли, точнее Челси Мэннинг. Аналитика сухопутных сил посадили на 35 лет, но через год помиловали: рядовой оказался женщиной.
Свой главный сервер Ассанж разместил в Швеции, считая ее оплотом свободы слова. Но именно там его и начали преследовать. В 2010-м сразу две шведки написали заявления в полицию за секс без презерватива – в Швеции такое считается уголовным преступлением, если не было предварительного соглашения сторон. Через день девушки заявления забрали, но прокуратура возбудилась.
Джулиан бежал в Лондон. Стокгольм потребовал выдачи. Тогда Ассанж попросил защиты у посольства Эквадора. Дальше вынужденное заточение на семь долгих лет, вопреки праву на частную жизнь. Впрочем, кое-что Джулиану все же удалось сохранить в секрете. В 2011-м в жизни Ассанжа появился симпатичный адвокат – Стелла Моррис.
Отношения перестали быть просто деловыми в 2015 году. В 2017-м у пары родился сын Габриель, еще через год – Макс. Стелла была Джулиану опорой не только в судах, но и в жизни.
В 2016-м в аккурат перед президентскими выборами WikiLeaks опубликовал архив электронной почты Хилари Клинтон, а потом и вовсе покусился на святое – выложил материалы о системе тотальной электронной слежки. ЦРУ разрабатывало программы для считывания электронных сообщений, в том числе в популярных мессенджерах. Кроме того, программное обеспечение дает возможность использовать в качестве прослушивающих устройств телевизоры.
«В Вашингтоне директор ЦРУ Майк Помпео решил убить его. Помпео обсуждал со своими заместителями, как ЦРУ может похитить Ассанжа из посольства в Лондоне или отравить его внутри. Это не домыслы. Многочисленные свидетели слышали, как Майк Помпео говорил это», – рассказал блогер Такер Карлсон.
Первым Джулиана сдала его новая родина. Под давлением США эквадорские дипломаты аннулировали политическое убежище. В результате беспрецедентного для любого посольства шага Ассанжа арестовали и отправили в самую жуткую тюрьму – Белмарш, ее еще называют британской Гуантанамо. По ордеру семилетней давности, выданному за его неявку в суд, а также по требованиям властей Швеции и США.
В Белмарше Ассанжа держали в подразделении строго режима. Условия хуже, чем у подозреваемых в терроризме. Инспектор ООН описал их как «чрезвычайно клаустрафобные» – камера три на три, систематические психологические пытки. Через полгода медики забеспокоились – в таких условиях Ассанж долго не протянет.
«Он будет находиться в предварительном заключении в мучительных условиях, возможно, в течение многих лет. Это те самые условия, которые, по словам врачей, убьют его, доведут до самоубийства», – рассказывала жена Джулиана Ассанжа Стелла Ассанж.
Все это время защита Джулиана добивалась отмены его экстрадиции в США. Но все суды проиграла. И вдруг 24 июня неожиданный поворот: высокий суд Англии и Уэльса выпускает Джулиана под залог.
«Так работает американская судебная система. Когда вы полностью находитесь под их контролем, когда у вас нет никакого выбора, они предъявляют вам совершенно преувеличенное наказание, а затем вы отправляетесь на пожизненное заключение или на 50-80 лет. Джулиану пришлось признать себя виновным, чтобы получить очень мягкий приговор», – рассказал экс-консул Посольства Эквадора, друг Джулиана Ассанжа Фидель Нарваез.
По требованию обвинения Ассанж удалил с сайта WikiLeaks архив электронной почты Национального комитета демократической партии и отправился на остров в Тихом океане. Сайпан – ближайшая к Австралии точка нематериковой части США. Там в здании окружного суда Джулиан совершил сделку с совестью.
«Судья, когда освобождала Джулиана Ассанжа, сказала, что в ее понимании никто не пострадал, никто не пострадал от публикаций Джулиана Ассанжа. То есть по сути она сказала, что вы все время были правы, и люди, которые поддерживают Джулиана Ассанжа, все время были правы. Публикации WikiLeaks никогда никому не угрожали», – рассказал экс-консул посольства Эквадора, друг Джулиана Ассанжа Фидель Нарваез.
Поднятый кулак, давно ставший его символом. С трапа самолета Джулиан почти сбегает – он дома, среди своих. Ассанжа Австралия встречает как национального героя, победившего Левиафана американского правосудия. С момента возвращения на родину Ассанж не проронил ни слова. Даже приглашение в Австралийский парламент проигнорировал.
«Да, Джулиан потрясен тем, что вышел из тюрьмы. Его здоровье ухудшается. У него несколько различных заболеваний. Думаю, сейчас ему пора отдохнуть и восстановиться. Но мы очень рады, что он наконец-то свободен. Это была невероятно долгая кампания», – рассказал брат Джулиана Ассанжа Габриэль Шиптон.
Он защищал свободу слова и верил в принцип верховенства права. И то, и другое оказалось иллюзией. Поэтому сейчас на первом месте у Джулиана: семья, друзья, поддержка сторонников в всем мире. Ценности, которые его никогда не поводили.