Полвека БАМу: эксперт – о строительстве новых объектов, цифровом проектировании и студотрядах
В этом году БАМ празднует 50-летие. Ведущая программы «Евразия. Дословно» на телеканале «МИР 24» Камила Тилова встретилась с заместителем генерального директора Российских железных дорог Андреем Макаровым.
Символично, что именно в этот год компания начинает третий этап развития БАМа. Почему это важно сейчас?
Вначале нужно сказать о том, что реализация проекта Восточного полигона началась не вчера. Это 2013 год. С него Российские железные дороги в соответствии с правительственной программой начали работу по реконструкции и развитию, увеличению провозных пропускных способностей всего Восточного полигона. Начиная от Восточно-Сибирской и на восток до Дальневосточной железной дороги. Проект делится на несколько этапов. Общее количество объектов, которые в первом этапе мы реализовали, было очень большое относительно тех мероприятий, которые мы реализуем по количеству. То есть, порядка 1150 объектов, по которым мы отработали. И было выполнено строительство новых путей. Фактически больше 2500 километров новых путей. При этом еще 5000 километров было реконструировано.
Все помнят ту первую стройку. Хочу поблагодарить, кстати, и вас, и коллег из других телеканалов. Сегодня гораздо больше внимания уделяется этой стройке, чем, допустим, еще четыре-пять лет назад. Потому что тогда это был какой-то внутренний проект, который реализуют железнодорожные компании. И он никому не был нужен. Сегодня есть понимание того, что мы делаем большое общенациональное дело, и это нужно всей стране. И как сейчас сказал президент, это вопрос нашего разворота на Восток. Это понимание дало дополнительную оценку извне и самооценку, наверное. Улучшило условия труда тем людям, которые там постоянно находятся. В плане жизни достаточно комфортно. То есть, в те городки, которые сегодня есть, невозможно привлечь людей, если не обеспечить им достойные условия жизни в этих городках. Это питание, проживание, здравоохранение. Все то, что подрядчики берут на себя и выполняют.
Интересно, что сегодня требования людей, в том числе наших работников подрядных организаций, меняются. Если до этого на предыдущих этапах это был, в первую очередь, уровень заработной платы, то сегодня мы столкнулись с такой проблемой на участках, как отсутствие связи. Люди увольняются, потому что нет интернета. Они говорят, что не будут работать, потому что не могут вечером после работы связаться с семьей, поговорить по видеосвязи. Но и эта проблема решается. В полном объеме, конечно, нет, но местами локально решаем уже с помощью новых технологий.
Хотела спросить про студенческие отряды. Вот кому точно нужен интернет. Я читала, что они присоединятся к строительству. Насколько реальная помощь от студенческих отрядов?
В прошлом году мы привезли на объекты строительства уже больше двух тысяч человек. Это полноценные бригады.
Это не пионерлагерь, ни разу.
Нет, это не пионерлагерь. Это реальная работа, которую надо выполнить. Безусловно, в ком-то мы видим потенциал, после этого ведем их потом по следующей профессиональной жизни. Да, и стараемся потом, после выпуска, чтобы коллеги к нам присоединились. С точки зрения физических объемов работы все равно это достаточно серьезная помощь.
Андрей Сергеевич, вы часто бываете на объектах и летом, и зимой. Там то холод, то мошкара, в общем, непростая у вас работа. Можно ли сказать, что этот проект, лично для вас, такой мега-вызов? Вы немножко супергерой?
Про супергеройство здесь говорить нельзя, но, действительно, строительный комплекс железных дорог, я говорю сейчас не про себя лично, я говорю про всех строителей, это работники железных дорог, работники заказчиков, специалисты и руководители из наших подрядных организаций, мы все – единая общность. Построить новую железную дорогу через болото, через горы, через леса, где нет дорог, нет связи, нет электричества, на энтузиазме, на подъеме – это дорогого стоит. Это видно в людях, которые сегодня там работают. Безусловно, этим нельзя не заразиться. Мне, как руководителю, приходится быть где-то самому источником этой инфекции и заражать всех энтузиазмом. Иногда кажется, что перед нами ставятся задачи, которые невозможно реализовать. Но, разобравшись, вникнув, погрузившись в эти вопросы, мы видим, что все задачи, которые сами перед собой ставим, реализуемы. Чего греха таить? И критикуют нас иногда за какие-то вещи, которые мы не совсем своевременно делаем. Но при этом мы сжимаем зубы, терпим эту критику и продолжаем свою работу.
Пускай всегда энергии хватает на все.
Спасибо.