Миллионы лет назад здесь было дно океана. Затем низины устремились ввысь к небу. Так родились горы. Народы, поселившиеся у подножья, назвали их «божественными», или «небесными» горами. Так появилось имя гор Тянь-Шань. Люди искали у них защиту, кров, пропитание. «Небесные» горы дали все это. Они оберегают от ветров, их ледники дают начало десяткам рек, в них обитают десятки видов животных.
Практически нетронутый уголок природы – таким является Западный район Тянь-Шаня. Это крупнейшая горная система Центральной Азии, объединяющая собой территории четырех стран: Казахстана, Китая, Кыргызстана и Узбекистана.
Долгое время эти места оставались белым пятном на карте. Многие исследователи устремлялись сюда. Первым стал известный географ и путешественник Петр Семенов, впоследствии названный Семеновым-Тянь-Шаньским. В 1856-1857 годах он снарядил экспедицию в эти места и изучил берега Иссык-Куля и окружавшие его хребты, составил первые топографические карты Тянь-Шаня, собрал уникальный ботанический и геологический материал. Горная система Тянь-Шаня поделена на Северный, Восточный, Внутренний, Центральный, Юго-Западный и Западный районы.
Западный район восемь лет назад вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он считается трансграничным объектом с «выдающейся универсальной ценностью». В номинацию вошли заповедники Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, которые в этом месте граничат друг с другом.
«Эти горы имеют огромное значение в формировании климата, как любые горные системы. У нас в горах находится много ледников, которые держат воду. Помимо этого, большое разнообразие и животного, и растительного мира находится именно в горах Западного Тянь-Шаня. На его территории уникальные заповедники. Аксу-Жабаглинский – в 2026 году будет 100 лет его созданию. Также у нас там находится Угам-Сайрамский национальный парк, который был создан 10-15 лет назад на базе лесхозов. И Каратауский заповедник. Там более 1500 видов мхов»
Заповедник Аксу-Жабаглы – старейший в Казахстане. Он был создан для полного сохранения рек Аксу и Жабаглы в неприкосновенном виде со всем их уникальным растительным и животным миром. Символ Аксу-Жабаглы – тюльпан Грейга. У этого цветка крупные лепестки и листья. Весной целые поля тюльпанов становятся красными, привлекая внимание туристов со всего мира. Но при этом тюльпан Грейга отличается разнообразием цветов: от белого до красного и желтого. Бутон бокаловидной или чашевидной формы у некоторых видов достигает 10 сантиметров в высоту. Это растение-долгожитель. Тюльпан начинает цвести только через 10-15 лет после посадки.
«Когда он вырастает, он живет минимум сотню лет. Первыми открыли тюльпаны турки. Им понравилось это растение, они привезли его к себе и начали колдовать. Они вывели интересные сорта тюльпанов, которые потом увидели голландцы. И привезли их к себе»
Цветок Грейга стал прародителем сотни современных сортов тюльпанов. Этот вид обладает сильным геном и при любых всевозможных скрещиваниях и селекции сохраняет свои отличительные черты: узор из темно-красных продольных штрихов или пятен на листьях.
Сохранился в Западном Тянь-Шане еще один прародитель – это яблоня Сиверса. Многие виды яблок, которые произрастают во всем мире, взяли свое начало отсюда. Это дерево неприхотливо и приспосабливается к любым климатическим условиям.
«Это очень плодовитое и богатое на генофонд дерево. В заповеднике оно растет на высоте от 1000 до 2200 метров над уровнем моря. Долгожители растут выше, там они лучше сохраняются. Самым старым яблоням уже под 150 лет, они достигают 16-17 метров»
Заповедник Аксу-Жабаглы расположен в разных высотных поясах. Поэтому здесь огромное разнообразие растений – более 1700 видов. Зизифора Бунге, зизифора молочная, шалфей, тысячелистник, шиповник Федченко, арча туркестанская, полушаровидная и краснокнижная зеравшанская…
«Туркестанская арча может жить в суровом сухом климате. Хорошо выдерживает и высокую температуру, и сильные морозы. Ее называют стелющимся кустарником. Может расти на скалах, где минимум почвы. В народе арчу называют деревянной змеей. Есть много мест, где ее ствол как бы ползет между камнями», – рассказывает заместитель директора по научной работе заповедника Аксу-Жабаглы Сматулла Джуманов.
Фауна Западного Тянь-Шаня не менее разнообразна. Больше 50 видов млекопитающих считают горы своим домом. К примеру, здесь обитает красивейшее животное – снежный барс. Увидеть его – редкая удача даже для давних работников заповедника.
Облюбовали в свое время эти места и тянь-шаньские медведи. Одна из крупных популяций этого зверя – более 100 особей – тоже хозяева здешних земель. Поэтому встречи с косолапым здесь не редкость.
«Однажды я возвращался с рейда, и впереди появилась медведица. В 3-4 метрах перед машиной. Встала на задние лапы, мы прям в глаза друг другу смотрели. Гляжу, а дело было ранней весной, за ней маленькие медвежата дорогу переходили. После того, как медвежата прошли, она тоже развернулась и спокойно ушла за ними»
Соседствуют с хищными животными и безобидные травоядные. К водопаду на реке Аксу каждую весну спускаются горные козы. Здесь у них появляется потомство.
Обитают здесь и более 300 видов птиц. Из них 140 гнездятся в этих горах. Здесь можно увидеть краснокнижного беркута, гималайского улара, райскую мухоловку, змееяда и даже синюю птицу.
Мир насекомых в Аксу-Жабаглы до сих пор не изучен до конца – такое множество видов! Здесь живут почти 500 видов бабочек и 1000 видов жуков. Около 20 из них считаются эндемиками, то есть не встречаются больше нигде в мире, кроме как в этом заповеднике. Среди известных краснокнижных – бабочки махаон и аполлон, жук красотел и богомол боливария.
«Каждый год, начиная с весны, мы берем сачки, приборы, карманные дневники и отправляемся в экспедиции на 2-3 дня. Записываем, в каком месте и какие насекомые встретились, в каком они состоянии. Те же бабочки, например, есть дневные и есть ночные. Все фиксируем. В заповеднике три высотных пояса: верхний, средний и нижний, и везде свои обитатели»
Животные, растения и насекомые хозяйничают здесь по всем законам природы, сохраняя баланс и образуя симбиоз. Пчелы и бабочки опыляют цветы, ветер и птицы разносят семена кустарников и деревьев, а животные удобряют почву и переносят зерна растений.
«Чуть выше поднимешься – попадаешь в место, которое называется Аютор. Там у нас прям на склоне растут яблоки. А откуда яблоки там? Ведь никто их не сажал. Это медведь ест, козлы едят. Там же навоз их – вот оттуда яблони», – рассказывает житель села Аксу-Жабаглы Ордабек Кендыбаев.
В этом заповеднике берут начало множество ручьев. Затем они сливаются в реки и становятся притоками основных водных артерий юга Казахстана. А начинается все в ледниках и снежниках заповедника. Именно они – основной источник воды для рек.
В Центрально-Азиатском региональном гляциологическом центре в Алматы около 70 лет изучают поведение ледников. В том числе и в заповеднике Аксу-Жабаглы. Самый большой ледник хребта – Кар-Жайляу – за эти десятилетия сократился почти на 2,5 квадратных километра. С 2000 года на территории заповедника растаяло больше 30 мелких ледников. Другие уменьшились в объемах или распались на несколько частей. Увы, это происходит не только в Аксу-Жабаглы. По данным гляциологического центра, Казахстан лишается примерно одного процента ледников каждый год. А это угроза их исчезновения к концу XXI века.
За свою многомиллионную историю Тянь-Шань не раз проходил климатические испытания. Напоминание об океаническом прошлом этих мест сохранилось на склонах хребта Каратау. Здесь обнаружены следы животных и растений, существовавших в воде больше 120 миллионов лет назад. Похожие участки юрского периода есть в Шотландии, Индии, Японии, Грузии и Таджикистане. Но каратауское захоронение считается самым богатым и уникальным. Между тонкими пластинами спрессованного ила можно найти отпечатки листьев и папоротников, а также давно вымерших рыб и насекомых.
Следы ушедших эпох сохранились и в другой части заповедника. На высоте в 3,5 тысячи метров находится вершина Каскабулак. Под суровым скалистым гребнем – живописный котлован, окруженный амфитеатром горных хребтов. Древние люди оставили здесь, у подножия горы, целую картинную галерею. Камни с рисунками разбросаны на сотнях квадратных метров. Здесь изображены стройные маралы и горные козлы, пешие люди и всадники, сцены охоты и плясок. Самые древние изображения относят к эпохе поздней бронзы, началу II тысячелетия до н. э. Другие – к сакскому периоду и раннему средневековью. Всего больше двух тысяч изображений. Возможно, здесь было святилище, место поклонения богу неба.
Человечество должно во что бы то ни стало сохранить эти уникальные места. Именно поэтому Западный Тянь-Шань вошел с список Всемирного наследия ЮНЕСКО. От Казахстана в этом списке три культурных и три природных объекта.
«Когда объект включается в список ЮНЕСКО, он начинает находиться под мировой защитой, под наблюдением всего мирового сообщества. И страна несет ответственность перед международным сообществом за сохранение своего объекта. И он представляется объектом наследия человечества»
Чтобы сохранить и передать эти места будущим поколениям, в первую очередь нужно рассчитать допустимый уровень воздействия человека на природу, то максимальное количество туристов, которые могут быть допущены сюда.
«Туризм у нас ограниченный. Потому что для заповедника нужна тишина. Нельзя слишком тревожить животных. Из расчета экологической нагрузки в год можем принимать до 2,5 тысячи туристов. Стало больше гостей из дальнего зарубежья. Иностранцы всегда довольные уезжают. Ведь наши животные непуганые, и есть большой шанс увидеть их с близкого расстояния», – рассказывает директор Аксу-Жабаглинского государственного природного заповедника Сахит Kынтаев.
Сохранность таких уголков природы зависит и от местных жителей. Поэтому здешнее население получает поддержку при создании питомников по выращиванию арчи, грибниц, при занятии пчеловодством, ремесленничеством.
Введены и миллионные штрафы за ущерб здешней природе. За сорванный тюльпан Грейга нарушитель заплатит 11 миллионов тенге (это больше двух миллионов российских рублей). А в наказание за браконьерство можно получить до 12 лет лишения свободы.
«После включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО работа активизировалась. И находит полное понимание от правительств трех республик. Допустим, архары. В Каратау раньше их много отстреливалось. А сейчас, благодаря системе охраны, численность архаров увеличивается с каждым годом. Численность медведей тоже увеличивается. В Казахстане растет количество барсов, их уже до 450 особей. Правда, природа не знает границ, и барсы мигрируют то в Казахстан, то в Кыргызстан, то в Узбекистан. Все эти горы соединены»
Всюду по земле ступала нога современного человека. Почти не осталось уголков, где не хозяйничал бы царь природы. Тянь-Шань – именно такое редкое место. Божественные горы – свидетели древней истории – хранят ее тайны и легенды, дают пристанище всему живому вокруг и безмолвно наблюдают за течением времени.