on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Архитектурное произведение: 90 лет Московскому метрополитену

Россия, Москва 15/05/2025 — 06:00

Шедевры архитектуры, невероятной красоты отделка и мозаичные панно, художественные галереи с фресками, мозаикой, витражами, декором и скульптурами. Московское метро — это одновременно и транспорт, и театр, и храм, и музей. 15 мая 1935 года для пассажиров открылись 13 станций Сокольнической линии — от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской» — и покорили весь мир. За прошедшие 90 лет Московский метрополитен был и остается лучшим. Ведущий подкаста «АрхитектурНО» Дмитрий Михеев в интервью MIR24.TV рассказал об идеологии, традициях и самых изысканных станциях, сравнимых по красоте и роскоши с настоящими дворцами.

Дмитрий, станции московского метро — это настоящие произведения искусства, над оформлением которых работали знаменитые художники, скульпторы и архитекторы Дмитрий Чечулин, Евгений Лансере, Алексей Щусев, Алексей Душкин, Матвей Манизер, Александр Дейнека и многие другие. Как же перестройка идеологии в искусстве повлияла на архитектуру Московского метрополитена?   

— Начну с того, что проектировать Московский метрополитен начали еще в 1930 годы. Это было связано с тем, что наземный транспорт перестал справляться с пассажиропотоком: за десять лет население Москвы выросло в четыре раза и достигло четырех миллионов. Более того, дореволюционные трамваи постоянно ломались, что также приводило к коллапсу на дорогах. Поэтому на пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года было принято окончательное постановление «О строительстве Московского Метрополитена». Первая очередь метро включала участок от «Сокольников» до «Парка культуры» — именно там, где проходили наиболее загруженные трамвайные маршруты. Поскольку пути не выходили на поверхность, архитекторы решили оформить станции с особым размахом, чтобы компенсировать отсутствие естественного света. 

Одной из первых станций открылась «Комсомольская» Сокольнической линии. Она изначально проектировалась с учетом расположенных там трех вокзалов и крупного транспортного узла. «Комсомольская» примечательна узнаваемыми боковыми балконами над путями. Это была идея архитектора Дмитрия Чечулина, которая позволяла грамотно распределять большой поток пассажиров. Колонны станции облицованы крымским мрамором чоргунь, его оттенки варьируются от желтого до светло-коричневого. 

Примечательным объектом станции является майоликовое панно с изображением рабочих-строителей, созданное из покрытой глазурью керамики. Автор — Евгений Лансере, который приезжал непосредственно на строительный участок, чтобы сделать эскизы и обрести вдохновение. Еще одна дань уважения строившим метро комсомольцам — пятиконечные звезды на сельскохозяйственную тематику с аббревиатурой КИМ (Коммунистический интернационал молодежи). Пышное оформление, продуманные детали и особая система освещения вызывают у пассажиров ассоциации с просторными театральными фойе или холлами элитных гостиниц, полностью устраняя чувство, что они находятся под землей. Создать такое впечатление стало важно еще и по другой причине: станция «Комсомольская» была одной из первых, что видели люди, приезжавшие в Москву. Богатое оформление и монументальность архитектуры демонстрировали мощь и великолепие города.

Второй станцией Сокольнической линии стала «Кропоткинская». По задумке архитектора Алексея Душкина, она должна была выглядеть как подземный дворец. Он вдохновлялся древнеегипетским храмом Амона в Карнаке, а потому попытался соединить советскую символику и великолепие старинных сооружений. Это четко прослеживается в колоннах станции, которые созданы по образу и подобию египетских. Они увенчаны пятиконечными советскими звездами.

Интересно было оформлено освещение станции: источники света вмонтировали прямо в колонны, чтобы создать эффект светящихся чаш. Занимательно и то, что первое время в вестибюле стояли кадки с пальмами — так архитекторы хотели создать эффект путешествия в Древний Египет. Однако вскоре их убрали, поскольку московская подземка — не самое подходящее место для растений. Стены станции первоначально облицевали стильной метлахской плиткой из керамики в форме сот. Во время реконструкции отделку заменили на белый мрамор коелгинского месторождения. На полу станции был асфальт, который позже заменили на розово-серое гранитное покрытие. 

Каждый период времени давал свое отражение в строящихся новых станциях Московского метрополитена. Вторая очередь открылась в 1938 году по Горьковскому радиусу (сейчас Замоскворецкая линия) — от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Сокол». В тридцатые годы внешнему облику придавалось особое значение, а наряду с изящными рельефами и скульптурами в оформлении использовались даже фарфор, майолика и бронза.

— Вторая очередь строительства метро пришлась на 1935-1938 годы. Это период, когда в стране особенно быстрыми темпами шла индустриализация, что дало архитекторам доступ к разнообразным строительным материалам. Поэтому станции этого времени украшены с шиком. 

Одной из самых красивых станций считается «Площадь революции», а все благодаря уникальным и запоминающимся скульптурам. По задумке Алексея Душкина, их должно было быть ровно 80. Однако при открытии нового вестибюля четыре скульптуры пришлось убрать. Скульптор Матвей Манизер создавал бронзовые фигуры по прообразам реальных людей — матросов, курсантов, спортсменов. Это отвечало задумке станции — показать величие и силу советского народа. 

Однако многим гражданам такая идея не понравилась. Так как изваяния расположились в арочных сводах, все герои находились в согнутом положении. Среди людей шутили: «Весь советский народ или сидит, или стоит на коленях». По первоначальному замыслу станцию должны были украсить бронзовые барельефы, призванные визуально облегчить ее конструкцию. Но вместо них установили массивные скульптуры, нарушившие архитектурную гармонию. В результате пространство, задуманное как единое целое, превратилось в подобие музея. Как говорил сам Душкин: «Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно».

Душкин стал автором и станции «Маяковская» Замоскворецкой линии. Для ее оформления он привлек уже широко известного на тот момент художника Александра Дайнеку. Он создал эскизы для серии из 35 мозаик под названием «Сутки советского неба». На каждой были изображены сцены того, что мог видеть советский человек каждый день над своей головой: самолеты, парашютистов и даже прыгунов с шестом. Мозаичные панно были выбраны для этой станции не случайно — из-за геологических особенностей барельефы были слишком тяжелыми для установки. По этой же причине Душкин использовал прочные стальные конструкции при проектировании объекта, и «Маяковская» стала первой станцией глубокого заложения колонного типа.

Станция «Театральная» стала последней работой архитектора Ивана Фомина, задумавшего ее как «аванзал» Театральной площади. Концептуально проект воплощает идею триумфа многонационального советского искусства. В отделке применены ценные породы натурального камня: пилоны и путевые стены облицованы светлым прохорово-баландинским мрамором с характерным теплым оттенком, полы набраны полированными плитами габбро-диабаза черного цвета с декоративными вставками из желтого гранита.

Архитектурный акцент центрального зала — ритмично расставленные колонны из белого мрамора с каннелюрами коринфского ордера. Особую парадность интерьеру придают подвесные хрустальные светильники в литых бронзовых арматурах, создающие эффект театрального освещения. Такое сочетание материалов и элементов декора формирует целостный художественный образ, стирающий границы между подземным пространством и наземной архитектурой.

Станция «Динамо» расположилась прямо перед одноименным стадионом, который был крупнейшей спортивной площадкой Москвы на тот момент. Неудивительно, что тема спорта красной нитью проходит в архитектуре объекта. Авторы проекта Якоб Лихтенберг и Юрий Ревковский вдохновлялись культуризмом и атлетизмом Древней Греции, поэтому вестибюли станции походят на античные храмы.

Они украшены коринфской колоннадой — колоннами с растительными узорами сверху — и скульптурными фризами, изображающими достижения советских спортсменов. Для оформления зала станции были созданы 60 фарфоровых медальонов, посвященных разным видам спорта. Прототипами некоторых фигур стали реальные атлеты.

Замоскворецкая линия была торжественно открыта 1 января 1943 года. И это были непростые для страны времена. Строительство третьей очереди в том числе пришлось на годы Великой Отечественной войны. Столичное метро тогда работало в особом режиме: и как транспорт, и как бомбоубежище во время налетов вражеской авиации.

— Третья очередь строительства метро велась с 1938 года по 1945 год. Станция «Новокузнецкая» — образец послевоенного сталинского ампира. Архитекторы Иван Таранов и Надежда Быкова создали просторный зал с массивными пилонами, облицованными светлым мрамором коелга. Главная особенность — изящные бронзовые торшеры вдоль путевых стен и лепные медальоны с барельефами военной тематики.

Первоначальный замысел предполагал лаконичный декор, но в процессе строительства была добавлена мозаика авторства Дейнеки, предназначавшаяся изначально для «Павелецкой». Это нарушило стройность композиции, но придало станции уникальный характер. Особенность этих мозаик — яркие, почти плакатные образы: фигуры рабочих, колхозниц, летчиков и моряков на фоне индустриальных пейзажей. Свод центрального зала украшен изящной лепниной с растительными мотивами, контрастирующей с монументальностью пилонов.

«Бауманская» представляет собой пилонную трехнефную станцию глубокого заложения, построенную по типовому проекту. Здесь использовался редкий малиновый кварцит карельского месторождения, которым облицованы полуколонны между нишами пилонов. Это единственный случай применения этого прочного и дорогого камня в московском метро. Интерьер сочетает белый мрамор газган на пилонах и верхних частях стен с черным армянским мрамором давалу в нижней зоне. Свод украшен оригинальным орнаментом со скрытыми за карнизами светильниками.

Тема оформления — единство фронта и тыла в годы войны. В нишах установлены восемь окрашенных гипсовых скульптур Вячеслава Андреева, изображающих защитников Родины и тружеников тыла. Особой популярностью у студентов МГТУ имени Баумана пользуется фигура пограничника. Существует даже легенда, что прикосновение к его пистолету приносит удачу на экзаменах.

Станция метро «Электрозаводская» была построена в 1944 году в стиле сталинского ампира. Это огромные мраморные колонны с рельефами, которые показывают работу заводчан во время войны. Но самое необычное здесь — потолок. В нем сделано 318 круглых углублений с лампочками, которые дают мягкий свет. Они располагаются в шесть рядов и занимают весь свод станции. Интересно, что ниши, в которых находятся лампы, сделаны из алюминия. Станция отделана дорогими материалами: белым мрамором, темным гранитом и латунными деталями. 

Величественная «Комсомольская» Кольцевой линии — настоящий подземный зал Победы. После смерти архитектора Щусева в 1949 году проект завершала его помощница Алиса Заболотная. Главное украшение — восемь мозаик Павла Корина из смальты и полудрагоценных камней. На них изображены ключевые моменты войны и великие полководцы из сталинской речи 1941 года. Два панно несколько раз переделывали, удаляя опальных политиков, а в 1963 году заменили полностью. Высокие своды с позолоченной лепниной, массивные люстры и благородное сочетание мраморов создают торжественную атмосферу. Позолота и хрусталь превращают станцию во дворец славы.

«Новослободская» — еще одно творение Алексея Душкина и его соавтора Александра Стрелкова: 32 витража в позолоченных рамах с изображениями различных профессий, созданных Павлом Кориным из рижского храмового стекла. Скрытая подсветка делает их похожими на светящиеся картины. Первоначально Душкин хотел использовать урановое стекло, но реализовал более традиционный вариант. В торце станции размещено смальтовое панно «Мир во всем мире», с которого после 1956 года убрали изображение Сталина. Сочетание витражей, позолоты и перламутровой смальты создает неповторимую сказочную атмосферу, выделяя «Новослободскую» среди других станций.

В 1960 годы архитектура московских станций кардинально изменила свой облик. Изящное оформление подземного пространства было объявлено «бездумным украшательством», произошел переход от помпез­ности к функционализму. Если не ошибаюсь, то именно в этот период темпы строительства метро в Москве были одними из самых высоких в мире?

— Вы совершенно правы. Шестидесятые стали временем радикальных перемен в архитектуре московского метро. Под влиянием конструктивизма на смену пышным «подземным дворцам» пришли лаконичные и функциональные пространства. Архитекторы сосредоточились на рациональных планировках и экономии средств, что привело к массовому строительству наземных станций. Характерные примеры — «Фили» с ее открытыми платформами и легкими навесами, «Измайловский парк» («Измаловская») с панорамным остеклением и «Выхино» с минималистичными бетонными конструкциями. 

Особенно показательна станция «Воробьевы горы», чья прозрачная галерея над Москвой-рекой стала новаторским решением: она одновременно служила транспортным узлом и смотровой площадкой. В отделке преобладали простые материалы: бетон, алюминиевые профили, стандартная керамическая плитка. Исчезли мозаики и бронзовые украшения, уступив место строгим геометрическим формам и практичным решениям. Этот период заложил основы современного подхода к проектированию метро, где удобство пассажиров стало важнее декоративности.

Город в брежневское время расширился до Московской кольцевой автодороги. Ударными темпами шла комплексная застройка бывших подмосковных сел. Во всех новых районах стали открывать станции метро. 

— В это время метрополитен не только продолжил тянуться в сторону окраин, но и заполнил внутрикольцевое пространство. 1970-1980 годы — период рационального подхода к строительству метро с элементами возвращения к художественному оформлению. Архитекторы использовали проверенные конструктивные решения: типовые арочные пролеты и колонные схемы, отработанные еще на «Маяковской». В моду вернулся лаконичный декор. Станция «Кузнецкий Мост» получила алюминиевые рельефы Михаила Алексеева с кузнечной символикой: наковальни, молоты и оружие. 

В том же году открыли «Пушкинскую» с медными чеканными панно, изображающими места, связанные с жизнью поэта — от Царскосельского лицея до Михайловского. Особое внимание уделяли освещению: на «Пушкинской» установили массивные бронзовые люстры и бра работы Василия Бубнова. В отделке преобладали долговечные материалы —  анодированный алюминий, латунь, гранит. Этот период показал, что даже в эпоху типового строительства можно создавать запоминающиеся пространства с узнаваемым характером.

Дмитрий, начало девяностых было ознаменовано «временем перемен», а вместе с тем — возвращением к историческим названиям, что затронуло и московское метро. И что бы вы сказали об архитектуре и дизайне Московского метрополитена в наши дни? 

— Точно подмечено. С 1990 по 2000 год — время прагматичного подхода к строительству метро. Несмотря на трудности, строительство станций метро продолжилось. 31 декабря 1992 года был введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимерязевской линии от станции «Отрадное» до станции «Бибирево». А в 1994 году линия была продлена до станции «Алтуфьево». Новые станции в спальных районах — и Бибирево, и Алтуфьево — проектировались с упором на функциональность. Это простые колонные конструкции, практичные отделочные материалы (керамогранит, алюминиевые панели), минималистичный дизайн.

На сегодняшний день внимание к облику станций метро — общемировой архитектурный тренд. А для Москвы метрополитен — был, есть и всегда будет частью ее культурного достояния. С 2010 годов наметился поворот к оригинальным архитектурным решениям. Станция «Достоевская» получила драматичные черно-белые панно со сценами из произведений писателя.

«Румянцево» воплотила абстрактные композиции Пита Мондриана в контрастных цветных панелях.

Станция «Солнцево» удивила «космическим» дизайном с золотистыми перфорированными панелями. 

На карте метрополитена в 2024 году появилось еще несколько станций: «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская» Троицкой линии, «Потапово» Сокольнической линии, а также «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская» на Троицкой линии метро. Архитекторы и дизайнеры попытались найти некую тему, которая связана с местностью, где расположены эти станции. Все они — яркие, уникальные, неповторимые — напрямую отражают наше время.

Московское метро славится уникальной эстетикой архитектуры, всегда отвечавшей новаторским идеям, и комфортной средой, созданной для пассажиров. Современные станции сочетают инновационные технологии, например, натяжные потолки со светодиодной подсветкой, стеклянные лифты и художественные эксперименты. Особое внимание уделяется комфорту пассажиров — удобной навигации, широким платформам, климат-контролю. Этот период демонстрирует гармонию функциональности и смелого дизайна.

Поделиться:

Сюжет

Метро
«От Сокольников до Парка — на метро»: к 90-летию открытия первой линии Московского метрополитена

«От Сокольников до Парка — на метро»: к 90-летию открытия первой линии Московского метрополитена

Задымление на станции метро «Савеловская» БКЛ в Москве. Машинист потушил возгорание в вагоне, пассажиров эвакуировали

Задымление на станции метро «Савеловская» БКЛ в Москве. Машинист потушил возгорание в вагоне, пассажиров эвакуировали

Бакинское метро: история и современность

Бакинское метро: история и современность

Собянин рассказал о строительстве станции «ЗИЛ» Троицкой линии метро

Собянин рассказал о строительстве станции «ЗИЛ» Троицкой линии метро