Верующие и галеристы: Кто чьи чувства оскорбляет
Один из ненасильственных вариантом религиозного радикализма - борьба против «светских вольностей». В разряд «неправильных» могут попасть и модные наряды, и фильмы, и спектакли, и выставки. Так, в Петербурге представителей православной организации «Народный собор» возмутила экспозиция «Тело человека». Они пытаются ее запретить, для чего обратились в прокуратуру.
«Тело человека» - аналог кунсткамеры. Экспонаты из двух сотен трупов показывают работу мышц и органов, а также разницу между нормой и патологией. Выставка уже работала в городе четыре года назад и тогда собрала 100 тысяч посетителей. Активисты «Народного собора» хотят, чтобы как минимум был увеличен возрастной ценз - сейчас он от 12 лет. Но организаторы настаивают - этот проект образовательный.
«Идея не в том, чтобы люди посмотрели на легкие курильщика и бросили курить. Дело здесь не в курении, а в образе жизни. Как мы распоряжаемся своим организмом. Как мы его бездарно тратим. Насколько он уникален, насколько он живуч, как он борется с нашей бесхозностью», - поясняет директор выставки «Тело человека» Павел Шевченко.
«Есть федеральный закон, в котором четко прописано, что тела умерших людей, даже тех, которые дали согласие, могут использоваться только в медицинских и познавательных целях. Там нигде не прописано, что на них можно зарабатывать деньги. Тела этих умерших людей используются в коммерческих целях. Это нарушение закона», - пояснил свою точку зрения руководитель Санкт-Петербургского отдела общественной организации «Народный собор» Анатолий Артюх.
Питерские поборники нравственности пока только жалуются. Их единомышленники из столицы месяц назад решили действовать более активно. Членам организации с амбициозным названием «Божья воля» не понравилась выставка в Манеже - они сочли ее богохульной, устроили скандал и даже повредили несколько работ. Полиция оценила ущерб примерно в 200 тысяч рублей, а эксперты-реставраторы - в миллион. Дело дошло до суда. Уже появились первые решения. Что грозит «Божьей воле» и чего она добивается, разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Никифоров.
Выставка в Манеже уже закрылась, однако для некоторых посетителей, православных активистов история продолжается. Но уже не у стен Кремля, а в неприметном здании Тверского районного суда. Теперь их оппоненты - не галеристы и искусствоведы, а судьи и прокуроры. Обсуждают они не абстрактные скульптуры, которых мы не видим (а именно так называлась выставка), а вполне конкретные работы, которые были испорчены.
Уже есть первые приговоры. Два члена организации «Божья воля» оштрафованы на тысячу рублей. Еще один Георгий Солдатов арестован на пять суток. Его адвокат таким решением недоволен.
Инцидент случился 14 августа. Православные активисты во главе с Дмитрием Энтео и Милой Одеговой решили снять что-то вроде оперативного видео. В Манеж они пришли не ради искусства, они искали состав преступления. По их мнению, выставка оскорбляет чувства верующих.
«Я была шокирована. Потому что, наверное, 30% работ - это открытое богохульство. Я не могу таких людей назвать художниками, это просто мрак», - говорит активистка движения «Божья воля» Мила Одегова (Людмила Есипенко).
«То, что там происходило, это была полемика. Да, на повышенных тонах. Но она была достаточно мирной», - считает лидер организации «Божья воля» Дмитрий Цорионов (Энтео).
На ролике активистов - лишь обзорная экскурсия. Но есть еще видео очевидцев, на котором члены «Божьей воли» переходят от слов к делу.
«Это были работы Сидура, которые входят в музейные фонды. Одна работа - из частной коллекции галереи Триумф Мегасумо Марс. Четыре работы молодой питерской художницы были сорваны с постаментов. Две из них точно пострадали, визуально это было заметно», - отметила пресс-секретарь объединения «Манеж» Елена Карнеева.
Основа выставки - произведения классика советского нонконформизма Вадима Сидура. Ему в столице посвящен целый музей. Фронтовик, кавалер орденов Отечественной войны 1 и 2 степени, в 1944-м был тяжело ранен.
«Он получил ранение в челюсть, которое навсегда сделало его инвалидом, оказало очень сильное влияние на его творчество. Собственно, эту травму, травму телесного разрушения, он и переживал в своем творчестве вновь и вновь», - говорит директор музея Вадима Сидура Ярослав Алёшин.
Его произведения лишены героического монументализма. Именно обращение к религиозным темам сделало Сидура изгоем в брежневские времена. Каноническими его работы никак не назовешь.
«Поскольку у него не было доступа к скульптурному комбинату, он был вынужден договариваться с рабочими заводов, имеющих литейные цеха, отливать там свои работы в полуподпольных условиях. Поскольку качество этих отливок было чрезвычайно низким, то он потом самостоятельное вручную доводил их до нормального состояния», - рассказывает Алёшин.
На Западе же творчество Сидура ценили. В Германии установили его памятник «Погибшим от насилия», а в Америке так называемый «портрет Эйнштейна». Умер Сидур в 1986-м, а все его работы стали собственностью государства.
«Безусловно, никаких претензий к этой трагической фигуре у нас нет. Он был действительно тяжело ранен и не мог простить этого Богу. Многие его работы были посвящены сексуальным аномалиям или ненависти к религии. Но у него есть также и достойные работы», - заявил лидер движения «Божья воля» Дмитрий Энтео (Цорионов).
Дмитрий Энтео ворвался в медиапространство три года назад. Известность ему принесли ролики с нападениями на поклонников панк-группы Pussy Riot, акции в музеях, театрах и секс-шопах.
Впрочем, «Божьей воли» было с кого брать пример. В 2003 году группа православных активистов разгромила выставку «Осторожно, религия!». Причем, их точку зрения, по сути, поддержало государство. Все обвинения с поборников нравственности сняли, а троих организаторов экспозиции в итоге признали виновными в разжигании религиозной вражды. Наказание - штраф 100 тысяч рублей с каждого.
«Это разные вещи. Я думаю, что организаторы выставки «Осторожно религия!» тоже были неправы. Создавая выставку, связанную с религиозной темой, они могли проявить большую деликатность и аккуратность», - считает председатель Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.
Недавние события в Манеже Михаила Федотова возмутили. Он сразу направил запрос в прокуратуру.
Реакция представителей РПЦ неоднозначная. Как ни странно, здесь православных активистов сравнивают с их противниками, но персонажей выбирают разных.
«В искусстве провокационного характера всегда есть элемент бунтарства. Любой протест всегда облекается в не всегда законные формы. Потому что протест - это выход за некие рамки. Православный человек тоже ищет свои формы самовыражения», - говорит протоиерей Олег Стеняев.
«Это такой постмодернистский акционизм, который своей по сути ничем не отличим от той акции, которую в свое время провели панк-группа Pussy Riot. Есть люди, которые свои оскорбленные чувства любят гораздо больше, чем самого Христа. Для них быть оскорбленным это способ существования», - отмечает настоятель Храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский.
У Энтео сразу появились последователи. Одни вскоре пришли на ту же самую выставку в Манеж и устроили там второй погром. Другие уничтожили барельеф Мефистофеля в Петербурге. Он располагался на историческом здании доходного доме Лишневского, построенном в нале 20 века.
Сам Энтео на суд не явился, слушание перенесли на будущий вторник. Дмитрием заинтересовалась и полиция и возбудила против него уже не административное, а уголовное дело по статье 243 уничтожение или повреждение культурных ценностей. Наказание - до 3 миллионов рублей штрафа или до трех лет тюрьмы.