Крутое пике «Трансаэро»
Москва, 11 октября. Обманутыми последние недели чувствуют себя тысячи пассажиров «Трансаэро». Крупнейшая частная российская авиакомпания - второй по величине национальный перевозчик - оказалась фактически банкротом. Бесславный финал 24-летней истории взлета. Масштабы и амбиции «Трансаэро» впечатляли: авиакомпания одной из первых поставила на линии сверхбольшие пассажирские самолеты Боинг-747, начала выполнять беспересадочные рейсы в Южную Америку, была одним из основных перевозчиков туристов. Рейсы охватывали более 160 направлений, в том числе и многие страны СНГ. Чистая прибыль «Трансаэро» в отдельные годы достигала 800 млн рублей, теперь - убытки, отмененные рейсы и озлобленные пассажиры. Корреспондент «МИР 24» Евгений Пресс встретился с теми, кто так и не смог улететь.
Одежда с иголочки, пение в унисон, улыбка на лице - группа «Небесный экипаж» отмечает свое пятилетие концертом в аэропорту «Внуково». Эти кадры, снятые в прошлом году как доказательство: они коллеги и друзья. Тогда казалось, что их песня будет звучать еще долго. Но осень 2015-го оказалась иной. Вместо Красного моря - аэропорт Внуково. Купившие билеты «Трансаэро» почти восемь часов ждали свой самолет до Шарм-эль-Шейха, а рейс все откладывался. Наконец, борт был подан, но не все смогли туда попасть. У пассажиров сдавали нервы.
Авиаперевозчик «Трасаэро» - на грани банкротства. Долги компании - на 250 млрд рублей. И сумма с каждым днем увеличивается. К осени проблема обострилась настолько, что ее обсуждали в правительстве. В начале сентября «Аэрофлот» заявил, что готов купить 75% акций перевозчика за один рубль, а значит - взять долги на себя, но сделка сорвалась.
Второй по величине российский авиаперевозчик появился четверть века назад. Летали на арендованных самолетах, собственные борта появились в 92-м. Сейчас в парке - больше ста машин, несколько Эирбасов, пять самолетов Туполева, а остальные - Боинги. Многие взяты в кредит. По такой же, лизинговой программе, к 2020 году парк должен был пополниться еще на 83 лайнера. Но выплаты банкам, скачки курса, все меньше пассажиров. Компания не выдержала финансовой нагрузки. Первого октября «Трансаэро» закрыла продажу билетов. Спустя неделю начались задержки рейсов. Только на сегодня отменили 53. Офис «Трансаэро» на Павелецкой площади - единственный в Москве, где сейчас можно сдать билеты, но при одном условии: если эти самые билеты покупались напрямую у авиакомпании. Что происходит внутри - скрыто за тонированными стеклами. В самом офисе - очередь, человек пятнадцать, рассказывают клиенты уже на улице. Каждый пишет заявление на возврат денег. На этом все.
Заложниками ситуации также стали клиенты туристических агентств. А таких только в России на данный момент почти 650 тысяч человек. Эксперты говорят: в сентябре было бы в два раза больше, сейчас сезон заканчивается. Договоры отпускники заключали с фирмами, вот туда им и надо обращаться. Те могут требовать деньги с перевозчика. В этой цепочке сильнее всех пострадал «Библио-Глобус». «Сейчас в подвешенном состоянии находятся 89 тысяч человек. На данный момент удалось решить вопрос по 36 тысячам человек, 12 тысяч уже на отдыхе, а 24 тысячи должны вылететь с возвратом до 15 декабря», - рассказала гендиректор компании Ирина Костенко.
Именно до середины декабря «Аэрофлот» будет перевозить пассажиров «Трансаэро». Ему помогут и другие авиакомпании. Тем, у кого дата вылета позже, остается лишь сдавать билеты. Эксперты считают, что лучше всего - писать заявление с просьбой вернуть деньги непосредственно в авиакомпанию. Так больше шансов получить хоть какие-нибудь деньги. Если подавать в суд, то разбирательства займут по времени 3-4 месяца, а за это время компанию, вероятно, уже объявят банкротом и исполнить решение будет практически невозможно. «Долги компании превышают 250 млрд рублей. Имущество вряд ли покроет четверть долгов. Скорее всего, вы получите моральное удовлетворение от выигранного спора, но не получите денег», - уверен председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» Дмитрий Янин.
Ни морального, ни материального удовлетворения бортпроводник «Трансаэро» Ирина Верхозина не получила. Еще вчера она работала в «Трансаэро» стюардессой, а сегодня забрала трудовую книжку и не жалеет: у ее уже бывших сослуживцев дела еще хуже. Тем временем в Росавиации говорят, что сейчас создается банк вакансий во всех предприятиях Московского воздушного узла. И в случае банкротства «Трансаэро» все сотрудники будут трудоустроены, а их у перевозчика - 11 тысяч человек. Но пока конкуренты могут взять к себе лишь половину.
Между тем проблемы у «Трансаэро» нарастают как снежный ком. И решение о банкротстве, скорее всего, дело ближайших дней. Все больше кредиторов намерены обращаться с многомиллионными исками в суд, заводя компанию в финансовое пике. А с такой фигурой высшего пилотажа самостоятельно авиаперевозчик вряд ли справится.