Инклюзивное образование: дети готовы, а взрослые?
«Особенный» ребенок - в доступной среде. Теперь дети с инвалидностью могут учиться в обычных классах. Инициаторы программы инклюзивного образования уверены, она поможет одним лучше себя чувствовать в обществе, а другим - научиться милосердию и толерантности, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Ольга Жемчугова.
Третьеклассница Таня старается ни в чем не отставать от одноклассников. Чтобы ребенок попал в обычный класс, ее маме тоже пришлось постараться - найти школу, где Таню примут.
В школах, где давно практикуют инклюзивное образование, что называется «все включено»: от лифтов и перил, сделанных для детей со сложностями в передвижении, до специальных программ, подобранных под каждого ученика.
На этот эксперимент еще 10 лет назад пошла преподаватель начальных классов школы №518 Екатерина Романова. Сегодня она учит малышей не только читать, писать и считать, но и считаться со сверстниками.
За каждым особым учеником закреплены ассистенты и тьюторы. Одни помогают передвигаться, другие - следят за выполнением заданий.
Раньше дети с особенностями развития учились в так называемых коррекционных школах. Такие центры существуют и сегодня. «Здесь огромное количество времени уделяется развитию у ребенка определенных навыков – трудовых, коммуникативных, поведенческих», - поясняет директор комплексного реабилитационно-образовательного центра Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Виктория Николаенко.
Что лучше - решать родителям и специальной комиссии. Она определяет, может ли ребенок учиться с обычными детьми, и составляет для него отдельную программу обучения. «Комиссия рекомендует родителю специальные условия для получения образования. Вариант программы, по которой ребенку будет комфортно учиться, все специальные условия, которые потребуются ребенку для реализации образовательной программы», - отметила начальник отдела образования Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Людмила Вакорина.
Но многим такое нововведение кажется опасным экспериментом. Психолог Марина Астафьева уверена: школа - место для воспитания разума, а не чувств, которые в таком юном возрасте очень легко ранить.
«Адаптируются ли они? Что будет к 18 годам, если он будет, как в террариуме, воспитывать милосердие у здоровых детей за счет собственного здоровья?» - задается вопросами врач высшей категории, клинический психолог.
Сомневаются в том, что совершенно разные дети усидят за одной партой, и некоторые родители. «Я не хочу говорить слово «злые», но есть глупые дети, которые еще не в состоянии адекватно, как взрослые, принять это», - отмечает продюсер, мама школьницы Мария Тарханова.
Но дети, кажется, как всегда, оказываются мудрее. К примеру, дочь Марии Тархановой Саша готова не только к новым урокам, но и друзьям - какими бы они ни были. «Я бы спокойно реагировала, подружилась и не смеялась бы над ними», - говорит девочка.
В Министерстве образования и науки России уверяют, что сейчас в стране уже 9 тысяч образовательных учреждений готовы принять на учебу «особенных» детей.