Юрий Норштейн: Деньги на мультфильмы у государства не берем
Великий мультипликатор, народный артист России Юрий Норштейн на днях отметил 75-летний юбилей. Его «Сказка сказок» считается лучшим мультфильмом всех времен и народов. Также Норштейн знаменит своим «Ежиком в тумане» и «Шинелью» - мультфильмом, над которым аниматор работает уже не одно десятилетие, но который пока так и не закончил. Говорят, что Норштейн даже запрещает журналистам задавать вопросы о «Шинели». Однако в интервью телеканалу «МИР 24» Юрий Норштейн рассказал про работу над этим мультфильмом.
- Сейчас мы стоим у галереи, где открывается ваша выставка. Здесь будут рисунки ваши и Франчески Ярбусовой к «Ежику в тумане»?
Здесь, в основном, представлены эскизы Франчески и к фильму, и к книге «Ежик в тумане», а также «Сказке сказок», «Лисе и зайцу», «Цапле и журавлю». Здесь есть еще мои рисунки - девять набросков к фильму «Шинель», но это все рабочий материал.
- А как вы называете свои наброски? Некоторые, например, почеркушками…
По-разному. Иногда называю дрянью. Иногда неприличными словами. Особенно, когда не получается то, что хотелось бы.
- Эта экспозиция задумывалась как часть даже не промоутерской кампании, а необходимой жизни будущей «Шинели»?
Это так. Поскольку деньги мы не берем у государства и стараемся всеми возможными и законными (это важно) средствами зарабатывать деньги, чтобы можно было платить зарплату и делать кино.
Что с «Шинелью»? Иногда создается впечатление, будто вы поняли, что этот фильм закончить невозможно.
Нет, дело не в этом. Я в советские времена спокойно работал, т.е. в той степени спокойно, как это позволялось и как это вообще было устроено в советские времена. Я был спокоен, потому что мне не надо было бегать за деньгами, стучаться в министерские двери, чтобы заплатили. Шла нормальная работа, государство давало деньги. Это не было понятием господдержки. А сегодня это превратилось, как мне кажется, во что-то чудовищное. Я не знаю, если эта система будет продолжаться, вряд ли она себя одушевит. Кроме, конечно, коммерческих или очень плохих фильмов.
- Как гражданин России вы на пенсии. А каждый день как режиссер идет на работу?
Нормально, как все люди. Как говорил Маяковский, «встаем утром, пьем чай». Тут все очень прозаично. Да, я на пенсии, но, правда, последний раз услышал об этом от вас. Я о ней даже не вспоминаю. И не дай бог встать на позицию человека, который, наконец, перешел к заслуженному отдыху. Т.е. перешел на путь более скорого стремления к смерти. Для меня этого нет. Я должен чувствовать себя абсолютно в норме интеллектуальной и физической. Это условие для работы. Потому что мультипликация - это лошадиная работа.