on air preview
Прямой эфир
weather icon+1
Москваyandex weather icon
currencyUSD

105.06

currencyEUR

110.49

КУЛЬТУРА

Мария Миронова о «Землетрясении»: Эту историю мог снять только армянин

25/11/2016 — 11:06

Одна из самых страшных трагедий в мире произошла 7 декабря 1988 года в Армении. В результате землетрясения, охватившего почти половину территории страны, были разрушены города Спитак, Ленинакан (Гюмри), Кировакан (Ванадзор), Степанаван и еще более 300 населенных пунктов. 25 тысяч человек погибли, 19 тысяч стали инвалидами, больше полумиллиона остались без крыши над головой. Ни один ребенок после землетрясения не оказался в детском доме – каждая армянская семья считала своим долгом усыновить сирот.

Режиссер Сарик Андреасян, с детства знавший, что значит эта трагедия для армянского народа, долгое время испытывал непреодолимое желание рассказать о ней. На фоне природной катастрофы, которая произошла в 1988 году в Армении разворачивается история двух героев – 45-летнего Константина Бережного и 20-летнего Роберта Мелконяна. Несколько лет назад в автокатастрофе по вине Бережного погибают родители Роберта. Константин оказывается в тюрьме, а Роберта забирают к себе родственники. Герои сталкиваются в Ленинакане в день страшного землетрясения во время разборки завалов. Но не узнают друг друга. Советская эпоха в фильме воссоздана в деталях – от причесок и одежды героев до автомобилей и интерьеров того времени.

В процессе работы над фильмом был проведен кастинг, в котором приняли участие 500 актеров из Армении и России. В съемках, проходивших в Армении, в массовке участвовали жители Гюмри, большинство из которых пережили и помнят землетрясение. Работа над сценарием заняла четыре года. В его основу легли документальные хроники и истории, рассказанные очевидцами землетрясения. Каждый съемочный фильм завершался минутой молчания – в память о жертвах этой страшной трагедии.

Фильм выходит в российский прокат с 1 декабря. Кинокритики уже сейчас уверены: равнодушным эта лента не оставит никого. Однако, интересен тот факт, что почти за 30 лет после трагедии, снять художественное кино про землетрясение 1988 года в Армении никто так и не решился. А ведь 25 тысяч жертв – это 25 тысяч личных историй, каждая из которых достойна воплощения на экране.

«За последние 26 лет, с тех пор, как развалился СССР, выросло новое поколение, которое физически не знает о том, какую большую роль Россия сыграла вообще в истории Армении. Для многих это было таким удивлением. Многие об этом даже и не задумывались», - говорит режиссер картины Сарик Андреасян.

Стоит отметить, что команда фильма основательно подошла к съемкам картины. Они встречались с сотрудниками МВД, медиками, спасателями, очевидцами землетрясения в Ленинакане, за 30 секунд, превратившимся в руины. «Каждый армянин в своей жизни хоть раз встречал людей, переживших эту трагедию. Моя семья в 1988 году переехала из Армении в Казахстан. Я помню, как к нам из Ленинакана приезжали после трагедии люди. Поэтому все эти истории были вокруг нас. И я с детства знал об этом. Поэтому все, что происходит в фильме, это не какой-то художественный вымысел. Это правда, которая случилась 28 лет назад. Мы подняли все архивы из МВД Армении и из МВД России. Наша задача была – показать все, как есть. Мы не собирались делать из этого блокбастер. Поэтому все – от одежды до декораций соответствовало реальности», – говорит режиссер.

Съемки фильма проходили в Москве и Гюмри. Причем в России снимались эпизоды после землетрясения, в Армении – сцены мирной жизни после трагедии. «Во-первых, Москва все-таки и технически, и профессионально более подготовлена к таким съемкам. А, во-вторых, ну вы представьте, что было бы, если бы я приехал в центр Гюмри и поставил бы там тысячу гробов. Это было бы большим стрессом для местных жителей. Этически это просто непозволительно. Кстати, в армянской версии нет сцены, где дети лежат в гробах. В русской она есть. И я на этом настаивал», – рассказывает Сарик Андреасян.

«Вы ни в одном кино в мире не увидите, как едет «Волга», а на ее крыше лежат привязанные к ней трупы. А это, между прочим, абсолютная реальность. Мне очень важно было показать то, чего никто в мире не видел, чтобы люди понимали, насколько это было страшно».

Судьбы кинокрасавиц

Актер Виктор Степанян, сыгравший Роберта Мелконяна, рассказывает, что на съемках раз в час объявлялась минута молчания – так же, как в декабре 1988-го. Тогда это делалось для того, чтобы спасатели могли услышать звуки раненых из-под завалов. «Больше всего, что меня поразило во время съемок, это когда после съемочного дня, объявлялась минута молчания. Никто, как это обычно бывает не спешил тут же сбежать домой. И вот пока все стояли, я смотрел в лица людям. И у них в душе явно что-то происходило. Каждый думал о чем-то своем», – вспоминает актер.

Актриса Мария Миронова, исполнившая роль Анны Бережной, вспоминает – когда впервые прочитала сценарий, сразу поняла, что готова сыграть любую роль в этом фильме. «Сцена, которую я увидела в свой первый съемочный день, меня очень потрясла. Она были без звука, музыки и в черно-белом варианте. Она начиналась с того, как Константин достает свою дочь из-под развалов. Я сидела у монитора и понимала, насколько это честно и правдиво», – рассказывает актриса.

«Несмотря на то, что Сарик зарекомендовал себя в фильмах легкого жанра, у меня не было в связи с этим к нему недоверия. Я понимала, что эту историю может снять только армянин, потому что при всем режиссерском и операторском профессионализме, в этой истории еще обязательно должно быть эмоциональное подключение. И придумать его невозможно», – говорит Мария Миронова.

Продюсер фильма Рубен Дишдишян, так же, как и исполнитель одной из главных ролей Грант Тохатян, в декабре 1988 года участвовал в спасательных операциях в Ленинакане. «Я сам участвовал в спасательной операции в качестве волонтера. Мы с соседями поехали в Ленинакан и начали разбиарть завалы у первого дома, который мы увидели. И когда фильм уже был готов, и я его посмотрел, я начал вспоминать события 30-летней давности. Там показано все так, как было. Даже после премьеры фильма очень многие ленинаканцы подходили и говорили: «Вы показали все так, как будто нас вернули в то прошлое», – рассказывает Рубен Дишдишян.

Отметим, фильм «Землетрясение», выдвинутый на премию «Оскар» от Армении в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», все-таки не вошел в лонг-лист кинопремии. Причиной этому послужило преобладание российских актеров в армянском кинофильме.

«Когда мы предложили армянскому Минкульту выдвинуть фильм на «Оскар», то была неоднозначная реакция. Было два тура голосования. И мы двумя голосами победили. А дальше заполнялся целый ряд документов, среди которых была такая бумага: «Национальный состав участников фильма». Там надо было указать фамилию, профессию. А рядом была графа «гражданство». Человек 14-15 из 20 участников действительно являлись гражданами России. А потом из «оскаровского» комитета в Америке пришла формулировка: по регламенту фильм отклонили. Наверное, это была наша ошибка. Может быть, стоило привлечь больше армянских актеров», – говорит продюсер картины Рубен Дишдишян.

«Чисто формально, по регламенту «академики», безусловно, правы, хотя и армян в фильме было очень много. Просто многие из нас – граждане России. Но я не очень понимаю, если страна выдвинула и взяла ответственность, то какая оскаровским киноакадемикам разница? Мы абсолютно не знали, что это так закончится. Потому что у нас есть пример фильма «Монгол» Сергея Бодрова и эстонского фильма «Мандарин», которые были сняты гражданами России», – считает Сарик Андреасян.

Для режиссера Сарика Андреасяна этот фильм - главная работа всей жизни. Дань памяти своей нации, своей стране и, в особенности, всем жертвам той катастрофы. «Бизнес-мотивов у нас нет. Поверьте мне, чтобы зарабатывать в кино деньги, не надо снимать драматические фильмы, основанные на реальной трагедии. Мы сами не знаем, что нас ждет в прокате, но очень хочется, чтобы люди пришли. Если на такое кино придут зрители, то через год таких фильмов будет больше. Будет меняться контент, будет меняться ситуация на рынке», – сказал Сарик Андреасян.

Татьяна Поддубская

Последние новости

    Поделиться:
    Творчество вопреки. Кинопочерк Эмира Кустурицы

    Творчество вопреки. Кинопочерк Эмира Кустурицы

    Эмиру Кустурице – 70: в чем секрет неповторимого стиля культового режиссера?

    Эмиру Кустурице – 70: в чем секрет неповторимого стиля культового режиссера?

    Джек и Роуз снова вместе: Ди Каприо и Уинслет воссоединились через 27 лет после «Титаника»

    Джек и Роуз снова вместе: Ди Каприо и Уинслет воссоединились через 27 лет после «Титаника»

    Российская картина «Филателия» взяла три приза 45-го Каирского кинофестиваля

    Российская картина «Филателия» взяла три приза 45-го Каирского кинофестиваля

    Последние новости