Андрей Кончаловский: Авторское кино для меня как поэзия
Андрей Кончаловский с новой картиной «Рай» на Венецианском фестивале этого года завоевал режиссерскую награду. Теперь он попал в шорт-лист «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В отличие от предыдущей, почти документальной ленты с непрофессиональными артистами «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», на этот раз Кончаловский пригласил интернациональный актерский состав. Главные роли играют супруга Андрея Сергеевича россиянка Юлия Высоцкая, француз Филипп Дюкень и немец Кристиан Клаусс. Фильм рассказывает о людях, жизни которых переплелись во время Второй мировой войны, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Надежда Боричева.
- Скоро в прокат выходит ваш фильм «Рай». Ваш предыдущий фильм вышел сразу на телевидении, минуя кинотеатры. Почему сейчас вам было принципиально показать фильм в кинотеатрах?
Андрей Кончаловский: Это для меня не принципиально. Я с удовольствием отдал бы фильм сразу на канал. Но канал решил, что они хотят показать еще и в кинотеатрах. Я не против кинотеатров, просто сегодняшний зритель в кинотеатрах ожидает увидеть блокбастер, фильм, который можно смотреть и жевать попкорн. Я на своих фильмах попкорн не продаю и запрещаю это делать.
- Вы ранее говорили, что фильм «Рай» пришел к вам как озарение, как вспышка. Потом только понадобилось время, чтобы расшифровать и записать это послание. Действительно, так было?
Андрей Кончаловский: Все фильмы так приходят. За исключением тех, которые ты делаешь за деньги, вернее - для денег. Если ты делаешь фильм для денег, тогда, конечно, тебе дают сценарий, ты смотришь и говоришь, что хорошо сделаешь и тебе надо столько-то денег. Это тоже достойная работа. Могут быть и хорошие фильмы. А когда картина делается как авторское кино… Для меня авторское кино как стихотворение. Поэт же не садится и не пишет первое слово, а потом думает, какое будет следующие. Он сразу чувствует некий образ. Некий образ фильма тоже можно почувствовать сразу. Это можно назвать интуицией, эврикой, озарением.
- Тема фильма «Рай» сложная и тяжелая. Почему вы решили обратиться именно к ней?
Андрей Кончаловский: Нет ответа. Это вопрос не ко мне. Вы же не спросите Бетховена, почему он решил написать 9 симфонию. Захотелось. Всё. Больше ничего.
- Как вы думаете, какой отзыв у зрителя вызовет это кино?
Андрей Кончаловский: Не знаю. Последние несколько лет для меня в определенном смысле неожиданно, что мои картины, которые я снимаю последние пять лет, кому-то нравятся. Я готов к провалу. В любой своей картине я свободен. А свободный человек не думает о будущем успехе.