За что все так любят «Шерлока»
В течение минувших новогодних каникул все российские поклонники телесаги о Шерлоке Холмсе смогли дважды — и каждый раз всего лишь на минуту позже мировой премьеры! — насладиться новыми сериями четвертого сезона сериала «Шерлок».
Он по-прежнему остается одним из самых популярных и в России, и в мире. Скажем, в Британии премьерная серия четвертого сезона уступила по популярности только новогодней речи королевы!
Так в чем же секрет такой высокой популярности саги вековой давности о гениальном сыщике, которую экранизировали бессчетное число раз? «Мир 24» поговорил об этом с кинокритиками и психологами — ведь феномен «Шерлока» явно лежит в этих двух плоскостях.
Шерлок Холмс как образец для подражания
Один из главных секретов «Шерлока» — то, что его герой стал не еще одним экранным типажом, а оказался идеальной моделью для подражания сразу для нескольких поколений, считает кинокритик, основатель киновикторины «Кинофан» Егор Москвитин:
— Шерлок Холмс как герой и Бенедикт Камбербэтч как актер оказались очень ценной ролевой моделью, в которой нуждалось поколение 20-30-летних. Оба работают на пределе своих интеллектуальных и физических возможностей. Шерлок способен на невероятную умственную мобилизацию, а Камбербэтч на протяжении всей своей карьеры преодолевает стереотипы и ограничения кинематографа. Продюсеры комиксов не дают ему прохода, и при этом он продолжает играть в театре, выбирает интеллектуальные роли и живет по принципу «возьму у корпораций все, что захочу, а утешу себя искусством».
Это важная позиция для нынешней молодежи, воспринимающей всю жизнь как бескомпромиссную игру. А Шерлок привлекает своим высокомерием и социопатией, которые юному зрителю легко растолковать как независимость от общества и как комплимент ему самому. Но по ходу сериала этот герой исправляется (весь «Шерлок» — это роман воспитания, где Ватсон выступает нянькой), и зритель эволюционирует вместе с ним.
Похожую оценку дает и психолог, гештальт-терапевт Елена Петрикина:
Мария Зверева клинический психолог, кандидат психологических наук, научный сотрудник отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» считает, что модель поведения героя сериала «Шерлок» вполне привлекательна для зрителя.
— Современный Шерлок Холмс с его высокофункциональной социопатией — это рок-звезда, ему все дозволено, хотя он, в конечном счете, отвечает за свои действия и их последствия. Он — идеал для юных зрителей: над ним не властны никакие законы, кроме своего собственного. Образ невероятно умного детектива, который способен фактически раскрыть все преступления и тайны на свете, но при этом ведет себя как обиженный на весь мир подросток — наверное, в этом и есть секрет привлекательности современного Шерлока Холмса.
Шерлок Холмс как воплощенное безумие
И киноведы, и психологи единодушно отмечают, что одна из самых привлекательных черт нового Холмса — его «высокоэффективная социопатия».
— В последнее время популярны сериалы про героев с некими психологическими особенностями: про социопатов, психопатов и так далее, — рассказывает Елена Петрикина. — Например, «Доктор Хаус», наши «Интерны» и, конечно, сам «Шерлок». Откуда берется этот интерес? Его корни уходят в потребность людей преодолевать границы дозволенного, расширять их и нарушать, в конечном счете - это потребность в свободе. Что особенно актуально для нашего общества, в котором сегодня высокий запрос на свободу бунта, на возможность делать и говорить то, что хочется. Хотя это общая тенденция для всех современных обществ, члены которых ограничены множеством социальных правил.
С точки зрения Марии Зверевой в «Шерлоке» нашла свое отражение мода на все необычное и отличное от общепринятых понятий нормы.
— Конечно, людей всегда интересовали разнообразные отклонения, но с целью выявить и изолировать их для безопасности общества, — считает она. — Сейчас же «модно» быть странным, непохожим на других, иметь необычные интересы или уникальные способности. Нельзя отрицать, что есть что-то крайне привлекательное в этих современных хороших-плохих героях, которые по международной классификации болезней попадают в класс «другие органические расстройства личности». Ключевое слово — безумие. Оно стало главным героем начала XXI века.
Шерлок Холмс как родственник для всех и каждого
Еще один, оказавший серьезное влияние на популярность сериала во всем мире фактор — превращение его зрителей сначала в соавторов, а потом и в соучастников экранного действия.
— Обаяние Шерлока в том, что он приглашает своих зрителей к совместному творчеству, — считает Егор Москвитин. — Этот сериал — часть так называемой партиципаторной культуры, в которой фанаты так же важны, как авторы. Между сезонами мы строим свои догадки, по ходу каждой серии решаем головоломки, обмениваемся эмоциями — и авторы все это очень ценят, всячески с нами заигрывают и поощряют полет фантазии. А поскольку «Шерлок» из детектива превратился в семейную сагу, нам, зрителям, регулярно дают понять, что мы — часть этой удивительной семьи, обосновавшейся на Бейкер-стрит.
О такой же «семейственности» во взаимоотношениях зрителя с сериалом говорит Елена Петрикина:
— Еще один секрет привлекательности сериала «Шерлок» состоит в том, что в нем используют пусть давно и хорошо известный, но очень эффективный режиссерский ход: постепенное раскрытие личности главного героя, который с первых серий воспринимается нами как человек очень закрытый. Мы, когда смотрим этот сериал, вступаем в совершенно особые взаимоотношения с главным героем, у нас возникает почти непреодолимый интерес к его личности, и через эту личность у нас возникают отношения уже с самим сериалом. Мы переживаем за героя, мы сопереживаем ему, мы включаем его в собственную картину мира, выстраиваем с ним отношения.
Шерлок Холмс как секс-символ
Известный кинокритик Юрий Гладильщиков в своем анализе телесериала отмечает, что «режиссер Пол Макгиган при помощи сценаристов (и авторов всей идеи сериала) Стивена Моффата и Марка Гэтисса придумал совсем нового Холмса-Камбербэтча и совсем нового Ватсона-Мартина Фримена». В это определение «совсем нового» явно попадает и превращение легендарного сыщика в секс-символ, чего до сих пор ему не удавалось достичь ни в одной экранизации. Причем, как полагает Егор Москвитин, «казалось бы, с его внешностью невозможно играть героев-любовников — но он сегодня безусловный секс-символ».
И одна из основных причин этого, по мнению Елены Петрикиной, тоже кроется в социопатии Холмса, в его существовании на грани:
— Именно в том, что Шерлок — социопат, то есть человек, с точки зрения общества, ведущий себя неподобающим образом, кроется, возможно, один из секретов его сексуальной привлекательности. На протяжении веков женщинам нравились негодяи — сильные харизматичные мужчины, которые могут многого добиться и с которыми интересно быть рядом. А Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча являет собой нынешний образец мужской привлекательности и красоты. Вот это сочетание модной, если можно так выразиться, внешности и негодяйства сексуально привлекательно.
Шерлок Холмс как профессиональный продукт
По мнению кинокритика Егора Москвитина, важно понимать, что существенная часть успеха сериала приходится на долю его режиссеров и сценаристов. «У «Шерлока» есть два автора — Стивен Моффат и Марк Гэтисс, которые пишут сценарии серий попеременно. Среди фанатов принято относиться к этому тандему как к своеобразной проекции Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Моффат — автор пассионарный, фонтанирующий идеями, но при этом сосредоточенный на мелочах. А Гэтисс — это его педантичный и сентиментальный последователь, поэтому написанные им серии кажутся немного пародийными. Кстати, Гэтисс — это тот мужчина, который играет в сериале Майкрофта и которого миссис Хадсон ласково называет рептилией. Первую серию нового сезона написал Гэтисс, и она многих разочаровала. Во второй ситуацию взял в свои руки Моффат — и все вновь стало хорошо. Третий эпизод они написали вдвоем, так что чего от него ждать, никто не знает. В этом тоже важная прелесть «Шерлока»: в него, как в Россию, можно только верить».
А Елена Петрикина обращает внимание на то, что «Шерлок» подогревает наш интерес долгим ожиданием новых серий.
— Современное общество — это общество потребления, причем потребления, которое может и должно быть удовлетворено немедленно, — замечает психолог. — С «Шерлоком» такой возможности пока нет, и этим он очень привлекает зрителя. Он выходит небольшими сезонами и с большими перерывами: нынешнего сезона мы ждали два года. Мы успеваем по нему соскучиться — еще и потому, что у нас совершенно особые, очень личные отношения с главным героем, и мы фактически ждем не новых серий, а новой встречи с Шерлоком Холмсом. В том числе и поэтому новый сезон вызвал столько несчастных, разочарованных комментариев: разочарование возможно только там, где есть напряженное ожидание и страстное предвкушение.
Татьяна Рублева, Антон Трофимов