Староверы просят вернуть намоленное
В 2010 году в стране появился закон о возвращении храмов и земель религиозным организациям. Им уже в полной мере воспользовалась Русская православная церковь. Теперь же о своих правах заявляют староверы. Подробности узнал корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.
В 2011 году члены старообрядческой общины Храма Пресвятой Богородицы провели молебен. Тогда отмечали столетие со дня завершения строительства церкви. Правда, внутрь попасть не смогли, ведь здание им не принадлежало. Сегодня это и не храм, а спортивный центр.
«До революции использовался по назначению. Совершалась литургия, совершались все требы. После революции по известным обстоятельствам храм был у общины обращен в пользу государства. И в итоге был передан спортивному обществу «Спартак», - говорит председатель старообрядческой общины Михаил Сергиенко.
От «Спартака» здание перешло к Московской федерации профсоюзов, а сегодня это дом физкультуры «Труд». На сайте организации предложения об аренде залов с борцовскими коврами, тренажерами и снарядами, раздевалкой и душевой. Судя по всему, одно из помещений отдали Федерации кундалини-йоги по крайней мере, в Интернете появились сообщения, что йоги обрели свой новый дом.
«Как-то странно - в Москве вот такое кощунство. Когда в нем какие-то там спортивные залы, понятно там и туалет. Все, как говорится, морду бьют», - сказал митрополит Московский и Всея Руси, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий.
Бороться за храм старообрядцы начали в 2010 году после выхода закона о возвращении религиозным организациям их имущества. Куда только не обращались они, даже к коммунистам. Юрист Николай Прокопенко тогда работал в пресс-службе лидера КПРФ Геннадия Зюганова и занимался составлением запроса в прокуратуру.
«Мне как юристу непонятна вообще законность передачи здания вот этого храма, который охранялся как памятник истории и архитектуры. И пришел ответ – «на этот храм оформлена частная собственность, которая у нас священна», - говорит Прокопенко.
Что касается старообрядцев, то они уже проиграли два арбитражных суда, но все же надеются на лучшее.
«Такая коллизия вот не должна быть в государстве которое себя позиционирует как православное, как уважающее чувства верующих», - говорит митрополит Корнилий.
С митрополитом Корнилием мы беседуем в его резиденции в Рогожской слободе. Это исторический центр старообрядческой Москвы. В 1995 году столичные власти передали комплекс общине, в середине нулевых начали здесь реконструкцию.
В Храме Рождества Христова появился музей раскола. В середине XVII века патриарх Никон задумал в России масштабную реформу, чтобы привести Русскую православную церковь в соответствие с греческими канонами. Тех, кто не согласился с нововведениями вроде замены двуперстного знамения на троеперстное, и стали называть старообрядцами. Долгое время их жестоко преследовали, потом оставили в покое, но запрещали строить свои храмы вплоть до начала ХХ века.
В 1905 году Николай Второй издал указ об укреплении начал веротерпимости. По сути, в России появилась свобода веры. Старообрядцы смогли выйти из подполья. В том же году они построили колокольню высотой 80 метров - ровно на метр ниже, чем колокольня Ивана Великого в Кремле.
Изначально на звоннице был огромный тысячепудовый, то есть 16-тонный колокол. Однако при большевиках его сняли и отправили на переплавку. Образовавшуюся пустоту заполнили только в конце 80-х, перед самым распадом Советского Союза. Этот колокол поменьше, весит всего полторы тонны, Однако и ему более ста лет. Долгое время его хранили под сценой Большого театра и даже использовали в спектаклях.
История с колоколом в чем-то повторяет историю самих старообрядцев, которых до революции было миллионов 15, теперь осталось только один-два миллиона. Для них в России открыты две сотни храмов. О тотальном возвращении имущества староверы не говорят и претендуют лишь на несколько объектов.
В конце XIX века купец-старовер Баландин подарил свою усадьбу единоверцам, а те из обычного дома сделали церковь. В советское время ее отобрали и превратили в туберкулезный диспансер. Два года назад опасное здание вернули верующим, но сократили территорию в пять раз. Вокруг строится жилой комплекс, в плане которого храм не предусмотрен. Старообрядцы ищут компромисс.
Подарок другого купца-старообрядца находится в Петербурге. Чубыкинскую богадельню построили в 1905 году. Сегодня здесь находится детская музыкальная школа имени Андреева. Суды отказываются ее выселять.
«В любом случае, переезд - это маленький пожар, как говорится. И, конечно, с насиженных мест люди уезжают неохотно, тяжело. Надо просто понимать, что в каждом отдельном случае нужно подходить экспертно к возможности такой передачи, ее безболезненности», - говорит депутат Госдумы, член комитета по культуре Сергей Боярский.
Есть у староверов еще одна мечта, реализация которой не связана с переделом имущества.
«Дораскольная - это же была общая церковь. И потом кто истинный, вот пошел по дороге, здесь конечно юридически даже не рассматривается. Как бы считается автоматически, что та церковь есть истинная, она и была, и тысячу лет назад. Но мы-то считаем не так. Потому что мы вот считаем, что мы могли бы и должны хотя бы вот молиться в тех дораскольных церквях, которые строили наши предки», - говорит Корнилий.
Впрочем, сегодня староверы на понимание в этом вопросе особо не рассчитывают и каких-то официальных обращений не готовят.