Атака на Лондон: новый эпизод террора в Европе
Среда, 22 марта. Самый центр Лондона. Теракт на мосту у парламента. Несмотря на то, что, по данным британских спецслужб, Халед Масуд - террорист-одиночка, ответственность снова взяло на себя запрещенное ИГИЛ. Так было во Франции – в Ницце, так было в Германии – в Берлине. Теперь - в столице Великобритании. Притом что мэр Лондона этнический мусульманин, да и сам город давно уже называют «Лондостан» - за максимальную толерантность к мигрантам. Лондонский террорист родился протестантом, а ислам принял в зрелом возрасте в английской тюрьме. Подробности расследования теракта – в репортаже корреспондента телеканала «МИР 24» Дмитрия Барбаша.
На Биг-Бене 14:40 Серый кроссовер только что въехал на Вестминстерский мост. Что произошло потом - многие приняли за страшную аварию.
Автомобиль спокойно ехал по проезжей и вдруг резко вильнул влево. Переехал через бордюр и начала давить людей. На тротуаре было много туристов. Одна женщина увернулась и спрыгнула с моста в Темзу. Позже ее спасли прохожие. Машина продолжила свой путь буквально по телам людей. Проехав несколько десятков метров, кроссовер врезался в перила. Из него вышел человек с ножом и направился в сторону британского парламента. У входа в Вестминстерский дворец террорист напал на офицера, который пытался его обезоружить. Раздались выстрелы. Огонь открыли силовики. Преступник был убит. 48-летний полицейский Кит Палмер позже скончался в больнице от потери крови.
«Я сидел в кафе и услышал выстрелы, причем очень громкие. Где-то в 50 метрах от меня. Люди начали бежать. Из машины, которая врезалась в стену забора парламента, тоже выбежал человек. Машина была всмятку», - рассказывает очевидец.
Из здания парламента охрана экстренно эвакуировала Терезу Мэй. На видеокадрах заметно, как растерянный британский премьер пошла не к машине, а совершенно в другую сторону. Ее и вооруженного террориста разделяли несколько десятков метров.
Почти сразу власти признали - это был теракт. Чуть позже ответственность взяло на себя запрещенное «Исламское государство». К журналистам вышел мэр Лондона Садик Хан - пакистанец по происхождению, первый мусульманин, который занял пост градоначальника в британской столице.
Террористом оказался уроженец Британии Эдриан Элмс. Так при рождении его назвали родители-иммигранты. Как пишут британские таблоиды, его отец выходец из Нигерии. Имя на Халид Масуд мужчина поменял, когда увлекся идеями радикального ислама. Англичанином он так и не стал.
Халид Масуд рассказывал знакомым, что он учитель в начальной школе. Но официального подтверждения этим данным пока нет. Британские журналисты пишут - террорист два года преподавал английский в Саудовской Аравии. Их сербские коллеги утверждают: Халид Масуд во время боснийской войны в середине 1990-х воевал в рядах исламистской группировки «Аль-Муджахид», бойцы которой известны расправами над мирным населением.
Это люди, которые в начале гражданской войны в Боснии и Герцеговине, сыграли решающую роль в формировании печально известной бригады «Эль-Муджахиды», которая действовала в рамках так называемого третьего корпуса армии Боснии и Герцеговины.
События в Лондоне сразу сравнили с парижскими и берлинскими и нашли много общего. Террорист за рулем автомобиля, вооруженный ножом, - таких эксперты называют «одинокими волками» и говорят про новую тактику запрещенного «Исламского государства». Атаку может совершить любой человек, в любое время и в любом месте.
«Идет пропаганда через интернет и публикации, создается мотивировка для совершения теракта. До совершения теракт Масуд Халид был кандидатом в воины халифата, а после - воином халифата», - поясняет востоковед, доктор филологических наук Александр Игнатенко.
Все инструкции исламисты распространяют на соответствующих сайтах. Ограничений - никаких. Эти теракты называют слепыми. Со случайными жертвами. Главная цель - резонанс и широкое освещение в СМИ. Халида Масуда даже не смутило, что в Лондоне проживают миллионы мусульман.
«На это «ученые» (в больших кавычках) «Аль-Каиды» ответили следующим образом - Аллах разберется с этими людьми, они будут сделаны шахидами и займут место в высших этажах рая», - говорит востоковед Игнатенко.
Сколько таких одиноких волков в Европе - не знает никто. Шанс вычислить их равен практически нулю. Халид Масуд, по одной информации, попадал в поле зрения британской контрразведки в связи с экстремистской деятельностью. По другой - им интересовалась уголовная полиция. Но разглядеть террориста ни те, ни другие не смогли.
«Ситуация патовая. К сожалению, отследить каждого невозможно. Ситуация в Бельгии, Германии, Франции показала это. Даже если их 100 тысяч, чтобы их проконтролировать, нужен миллион. Это нереально», - признает президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер.
Полиция продолжает расследование. В отеле «Престон-парк» в городе Брайтон в 80 километрах от Лондона Халид Масуд провел последнюю ночь. Его фраза, брошенная перед отъездом, о том, что Лондон уже не тот, никому не показалась странной. «В поведении это мужчины не было ничего такого, что заставило бы подумать: «Вы должны быть осторожны с этим парнем». Ничего. Он был спокоен», - говорит постоялец отеля Майкл Питерсон.
Обыски прошли и в Бирмингеме. Там террорист снимал жилье. Бывшие соседи тоже не подозревали, что приветливый мужчина из квартиры напротив - исполнитель кровавого теракта в Лондоне. «Он был вежливым, всегда говорил «Доброе утро», у него была нормальная семья и маленькие дети», - рассказывает соседка Халида Масуда Кетти Герикьюис.
На центральных улицах Лондона дежурят вооруженные полицейские. Власти не стали поднимать уровень террористической угрозы в стране. В обычном режиме работает и парламент, и правительство. Среди людей паники тоже уже нет. Скорее, присутствует фатализм. «Это все как-то сюрреалистично. Вам кажется, что вы в безопасности. Но после такого, понимаешь, когда ты выходишь на улицу, от тебя уже ничего не зависит, ты никак не можешь изменить ситуацию», - рассуждает прохожий.
У полицейских в руках не только автоматы. Десятки стражей правопорядка почтили память погибшего коллеги. Позже на Трафальгарской площади в помять о погибших зажгли свечи.
Лондонский террорист убивал людей в тот же день, когда год назад боевики атаковали Брюссель. В Бельгии погибли 32 человека, более 300 были ранены.