Страшная правда Карлага: в Казахстане вспоминают жертв репрессий
Жертв политических репрессий вспоминают сегодня в Казахстане. В первой половине XX века по статье «За контрреволюционную деятельность» в лагеря отправились сотни людей. Большинство из них погибли. Корреспондент «МИР 24» Виталий Попов посетил бывший исправительно-трудовой лагерь, который располагался в Карагандинской области.
Вросшие в землю стены - немногое, что осталось от одного из самых крупных исправительно-трудовых лагерей в системе советского НКВД. Карлаг с 30-х по 50-е годы занимал территорию, сравнимую с площадью Франции. Сейчас здесь разрушенные бараки для осужденных и остатки смотровых вышек.
«Достаточно хорошо это все сохранилось, четыре дверных проема, одинаковой ширины. Наверно, это были спальные помещения для заключенных», - указал сотрудник министерства обороны Казахстана Арман Акыбаев.
Сохранилась и часть стены, строительство которой описал Александр Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ».
Когда-то эта стена опоясывала все отделение лагеря. Ее строили заключенные. Строили и под ней же погибали - от мороза, голода, истощения. Тела тех, кто не выдерживал нагрузки, просто бросали под фундамент. А работа продолжалась.
Галина Рахлеева - ребенок Карлага. Родилась в поселке Долинка и до года росла в местном доме малютки. Ее мама провела в лагере восемь долгих лет.
Поселок Долинка был административным центром лагеря, отсюда контролировали все отделения, в том числе АЛЖИР - Акмолинский лагерь жен изменников родины. Сегодня здесь работает музей памяти жертв политических репрессий.
В XX веке Казахстан практически превратился в большую тюрьму. В АЛЖИР, Степлаг, Карлаг ссылали неугодных сталинскому режиму со всего Союза. По печально известной 58-й статье, «за контрреволюционную деятельность», осудили сотни тысяч людей, каждого четвертого расстреляли.
«Было такое распоряжение, что нужно было выкапывать яму глубиной полтора метра, чаще всего так хоронили. 15 человек, по пять человек в три ряда укладывали, устанавливали в углу деревянный шест, там выжженный номер. Хоронить положено было в голом виде, только на палец руки или ноги одевался железный жетончик с выжженным номером, он значился в акте на смерти заключенного. И поэтому информации о том, кто лежит и в каком захоронении, нет», - отметила заведующая научно-методическим отделом Карагандинского областного историко-краеведческого музея Гульжан Кударинова.
Заключенных привозили не только из союзных республик. В годы Второй мировой в Спасске организовали спецлагерь №99, сюда сослали 70 тысяч иностранных военнопленных. На местах их захоронений открыт Мемориал жертвам Карлага.
Подробнее об истории Карлага смотрите в специальном репортаже на телеканале «МИР 24».