55 лет назад советское правительство объявило о демонтаже и вывозе ракет с территории Кубы. Это заявление положило начало разрешению Карибского кризиса. Таким термином принято определять военно-политический конфликт, который возник после Второй мировой между двумя сверхдержавами: Советским Союзом и США. Исторические подробности «переломного» решения собрал корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Гальперин.
Конец октября 1962. Никогда еще мир не был так близок к ядерной войне. Ночью президент США Джон Кеннеди объявил о готовности разрубить Карибский узел – ликвидировать ракетную базу в Турции в обмен на вывод советских ракет с острова свободы.
Советский лидер Никита Хрущев, по выражению историков, не стал ставить мир на грань катастрофы и схватил протянутую Кеннеди руку. Решением президиума ЦК партии было решено демонтировать и вывести арсенал с Кубы.
Советские ракеты среднего радиуса установили по приказу Хрущева. Официально, чтобы защитить братский кубинский народ от американского вмешательства. Но фактически это был ответ на размещение США базы в Турции. 14 октября самолет-разведчик U-2 обнаружил советские ракеты на территории Кубы. Фотографии оказались на столе у Кеннеди. Мир висел на волоске.
Новость об отступлении разгневала Фиделя Кастро. Усмирять пыл кубинского лидера Хрущев отправил одного из главных переговорщиков той эпохи и первого заместителя председателя совета министров Анастаса Микояна. Именно он должен был доказать, что это решение – личная дипломатическая победа Никиты Сергеевича, которая обеспечит Острову свободы безопасность не меньшую, чем при наличии ракет.
Но дипломатическая миссия началась с личной трагедии Микояна. Из Москвы пришла телеграмма о смерти жены Ашхен. Вручил ее лично Фидель Кастро. По его воспоминаниям, Анастас Иванович встал из-за стола, подошел к окну и заплакал. В этот момент сердце «железного Фиделя» оттаяло, и Кастро согласился с решением советского руководства в интересах мира во всем мире.
Подписывайтесь и читайте нас в Дзене.