Зона отчуждения для туристов: в Беларуси открыли для посещения некогда запретные территории. Уровень радиации сейчас там минимальный. Много ли желающих побывать на экскурсии в Чернобыльской зоне, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Элеонора Лутович.
Петр Филон шесть лет водит экскурсии по украинской Припяти. Туристов в покинутом городе атомщиков всегда много, также как и желающих увидеть белорусскую зону отчуждения.
«Как только узнал о новости, что белорусская зона открыта, первая группа уже отправила мне данные для оформления пропусков», – сказал он.
В белорусской зоне отчуждения 95 населенных пунктов. Это – Дроньки. Деревню переселили 4 мая 1986-го. До трагедии здесь жили две сотни человек. Эта начальная школа с виду обычный деревенский дом. Внутри все покрыто толстым слоем пыли, но кажется, что еще вчера за этими партами сидели дети.
В нескольких километрах от Дронек крупный поселок Погонное. Здесь в доме культуры можно найти «Журнал туриста». По бумаге видно, что он лежит здесь со времен аварии. А записи свежие. Ручку и первое послание, видимо, оставил кто-то из посетителей.
Кто-то едет в зону за острыми ощущениями, а кто-то – за редкими кадрами.
«Людям Соединенного королевства интересно, что бывает с территорией, на которой не живет человек. И это редкая возможность посмотреть на это своими глазами. Мне удалось сделать редкие кадры зданий, людей. Как-то прямо над нами пролетел орел, так что кусочек дикой природы тоже удалось заснять», – рассказал Том Алан, журналист из Великобритании.
Зону отчуждения нередко называют мертвой землей. Хотя после ухода людей на этих землях процветает растительный и животный мир.
«Эта земля не совсем мертвая. Во-первых, это природа. Какая же она мертвая, если отсутствие антропогенной нагрузки дало возможность развиваться растениям и животным. Ну и то, что мы открыли еще и туристическое посещение. Это уже говорит о том, что это не мертвая земля», – отметил Петр Николенко, заместитель начальника департамента Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси.
За четыре месяца в зоне отчуждения побывали почти 100 человек. Большинство из них из Польши, Украины, России, Германии и США. Организацией экскурсий занимаются, как турфирмы, так и заповедник. Его сотрудники отвечают за безопасность туристов.
После экскурсии – замеры уровня радиации на одежде. Проверяют также вещи, которые были при себе. Отклонений, как правило, нет.
Проживать постоянно в белорусской зоне отчуждения будет нельзя еще долго. Но сегодня, спустя 33 года после катастрофы, здесь уже бывает многолюдно. Хотя бы во время экскурсий.