Ну что, признавайтесь! Снова встречали Новый год с Женей Лукашиным, Надей и Ипполитом? И теперь на очереди – Мымра из «Служебного романа» на 8 марта? Все эти картины Эльдара Рязанова знает наизусть не одно поколение зрителей. В чем секрет такой народной любви? Ответ простой: будь то мелодрама, комедия или социальное кино, режиссер всегда рассказывал истории про обычных людей, то есть про нас с вами. Какой он – Эльдар Рязанов, выясняла корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
Середина 50-х годов. Молодые сотрудники клуба готовятся к встрече Нового года. Они собираются устроить веселый праздник. Но их представление о торжестве идет вразрез с мнением директора клуба Огурцова. Все его строгие установки коллектив обходит хитростью и устраивает такой бал, что сварливому чинуше-начальнику остается только смириться. «Карнавальная ночь» – режиссерский дебют Эльдара Рязанова в художественном кино. Картина стала лидером советского кинопроката в 57-м году – ее посмотрели более 45 миллионов зрителей.
«Это, конечно же, такой манифест о свободе. В те или иные периоды советской и российской истории, в которой творил Эльдар Рязанов, он всегда так или иначе говорил о свободе. Допустим, «Карнавальная ночь». Она рассказывала о том, как эту свободу найти в костюмах, в костюмированных вечеринках. То же самое было с «Гусарской балладой», когда мы пытаемся говорить о войне, по сути, о победе над Наполеоном, о победе на самом деле над чем-то более высоком, чем Наполеон. Конечно же, тоже через переодевание, через каламбур», – отмечает кинокритик Дмитрий Барченков.
Если наугад взять любую работу из фильмографии Эльдара Рязанова, в ней обязательно будет юмор. Причем не только очевидный, как, например, в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Но и тонкий, интеллигентный – как в «Иронии судьбы, или С легким паром!»
Кстати, придумывать забавные ситуации и фразы режиссеру помогали сами актеры. Некоторые из них, как, например, Андрей Мягков и Юрий Яковлев, входили в кинематографическую команду Рязанова. Кроме любимых актеров, с режиссером всегда работал композитор Андрей Петров и художник Александр Борисов. Созданные им образы и мизансцены вдохновляли Рязанова. Сегодня работы художника к «Иронии судьбы» хранятся в Музее кино. И в каждом то самое узнаваемое – печальное и смешное.
«Уже в этом эскизе мы можем говорить о какой-то трагикомичности. Этот человек в одежде, принимающий душ, здесь же этот зонт, который не используется, а просто висит – вещь, бездействие. Собственно, почти для всей, начиная с «Берегись автомобиля», фильмографии Рязанова характерна эта черта – перемешение трагедии с комедией», – заявил научный сотрудник изобразительного фонда Музея кино Алексей Чудиновских.
Уникальность картин Рязанова еще и в камерном формате. Например, действие той же «Иронии судьбы» происходит в одной квартире, а фильма «Гараж» – в одной комнате. Кстати, в этой сатирической трагикомедии режиссер появляется в кадре сам. Помните, как его героя – профессора Смирновского, проспавшего все собрание членов гаражного кооператива «Фауна», исключают? В других фильмах персонажи Рязанова произносят всего пару реплик, а есть и вообще бессловесные комические роли.
Еще одна черта режиссера – лирические отступления в виде стихов, романсов и баллад. Причем не только авторства Цветаевой и Пастернака. Песню «Мчатся годы-непогоды», написанную самим Рязановым, исполняют в «Старых клячах», а в «Служебном романе» звучит его «Песенка о погоде».
Неудивительно, что эти фильмы, которые мы узнаем по первым нотам, вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. А крылатые фразы прочно осели в нашей жизни. «Хорошие сапоги, надо брать», – согласитесь, эти слова хоть раз, но произнес каждый.