Дядя Митя из «Любовь и голуби», Остап Бендер из «Золотого теленка», Груздев из «Места встречи». Не узнать этого человека невозможно – Сергей Юрский. Сегодня народному артисту РСФСР исполнилось бы 85. О многогранном творчестве режиссера и актера – в материале корреспондента «МИР 24» Андрея Михайлова.
Он часами удерживал внимание зрителя. Его называли Человек-театр. С блестящим чувством юмора. Прорабатывал роли до мелочей – примерял на себя жизни главных героев. Актер, режиссер, философ, писатель. Мало кто знает, но с детства он мечтал выступать в цирке. Говорил, что юмор – основа всего того, чем он занимается как актер, и то, что он так любит как зритель.
Остап Бендер для Юрского – абсолютно положительный герой. Он никогда не бросал своих друзей, так же и Юрский.
Он не отрекся от Товстоногова, когда на того была организована травля, дружил с Бродским. У него тоже была хрустальная мечта – театр.
В 1957 году Юрский – артист ленинградского БДТ, знаменитого театра Георгия Товстоногова. Там он сыграл в лучших спектаклях. Чацкий в «Горе от ума», Эзоп в «Лисе и винограде» и Осип в «Ревизоре». В 70-е годы из-за конфликта с ленинградским партийным руководством Юрский вынужден оставить театр и переехать в Москву. После затишье. Всего восемь киноролей за десять лет и несколько спектаклей.
Он не сыграл ни одного супергероя. Всегда интеллигентный, его персонажи шли словно вразрез с советскими понятиями о морали.
Юрский хоть никогда и не признавался, но его одной из самых любимых ролей стал Дядя Митя. Это благодаря Юрскому «Любовь и голуби» народ растащил на цитаты.
В начале 90-х Сергей Юрский пробует себя в качестве кинорежиссера. В этом фильме Юрский открыл актера Андрея Смирнова. Они мгновенно нашли общий язык друг с другом.
Режиссерский дебют Юрского отметила и съемочная группа.
«С Сережей было работать легко, легко потому, что он очень точно знал, что мы снимаем про что и зачем, а когда режиссер тебе четко формулирует задачи и этими задачами заражает, то тогда работать легко», – отметил кинооператиор Михаил Агранович.
Но театр для Юрского все-таки был важнее. Он старался, чтобы зритель его правильно понял. Чтобы публика, как говорил Юрский, уходила, открыв для себя великую драматургию и литературу, а не режиссера и состав актеров.