Надругательство над кино или борьба с дискриминацией? Эксперты – о новых правилах вручения «Оскара»
Американская киноакадемия анонсировала новый список критериев, которым должны соответствовать фильмы для получения «Оскара» в номинации «Лучший фильм». Требования к картинам у многих вызвали неоднозначную реакцию и породили массу споров.
Всего выведено четыре стандарта: первый описывает требования к актерам и сюжету, второй – требования к съемочной группе, третий – требования к киностудии, четвертый – к дистрибуции картины. Для того, чтобы картина могла претендовать на «Оскар», необходимо соответствовать как минимум двум из этих стандартов.
В основном новые правила касаются расы, гендера и инклюзивности. Так, минимум один исполнитель главной или ведущей роли второго плана должен быть «цветным» – темнокожим, азиатом, латиноамериканцем и т.п. Еще один критерий – не менее 30% второстепенных и менее значимых ролей должны играть женщины, представители какой-либо расовой или этнической группы, ЛГБТ либо люди с ограниченными возможностями. Создатели фильма могут также посвятить представителям этих групп основную сюжетную линию.
Новые правила начнут действовать с 2024 года. По мнению организаторов кинопремии, они должны «поспособствовать справедливому представительству на экране и вне его».
«МИР 24» узнал, что об этом думают в российской киноиндустрии, будут ли режиссеры подстраиваться под новые стандарты «Оскара» и главное – при чем тут, собственно, кино.
«К искусству это не имеет никакого отношения»
«Это было ожидаемо, и будет еще хуже, – сокрушается кинокритик, киновед Сергей Кудрявцев. – Мир постепенно сходит с ума: в Германии отменяют деление премий на женские и мужские, в Великобритании вводят квоту, которая определяет количество фильмов, где режиссеры – женщины. К искусству это не имеет никакого отношения. То, в чем всегда обвиняли советское кино, давным-давно процветает на Западе. Это такой же идеологический и политический подход, конъюнктура и политкорректность. Скоро без этого вообще шагу нельзя будет ступить. Поэтому зритель и уходит на кабельное телевидение – такие ресурсы, как Netflix, HBO. Они предоставляют больше свободы, там можно то, чего нельзя в кино».
Коллега Кудрявцева, кинокритик Андрей Дементьев также раскритиковал новые правила киноакадемии, назвав их «кошмарным маразмом».
Он сравнил сегодняшнюю ситуацию в американской киноиндустрии с советским временем, когда во всех фильмах обязательно присутствовала пропаганда. Разве что ценности были другими: в СССР снимали кино о дружбе народов, высоких идеалах коммунизма и перевыполнении плана на производстве. Понятно, что многим тогда это набило оскомину, но, по мнению Дементьева, «то, что «Оскар» нам нынче демонстрирует – это гораздо хуже».
«Это диктовка творцу, про что ему можно говорить, про что нельзя. Ужасно! Я надеюсь, конечно, что настоящие творцы на все это наплюют и будут дальше делать то, что они хотят делать, а не то, что им диктуют. Ведь настоящие режиссеры не за «Оскар» делают фильм, а потому что им надо его сделать. Стэнли Кубрик, например – величайший режиссер! – никогда не получал «Оскар». Ну и что? Ему хуже от этого что ли? Настоящие режиссеры будут делать свои фильмы так, как они хотели, независимо от «Оскара». Так что за искусство не переживайте, оно выберется», – заключил Андрей Дементьев.
«Оскар» – это не столько о киноискусстве, сколько о киноиндустрии
Между тем режиссер Николай Лебедев («Волкодав из рода Серых Псов», «Легенда № 17», «Экипаж») спокойнее отнесся к новостям из Голливуда и призвал взглянуть на ситуацию с иной точки зрения.
Лебедев напомнил, что в советское время у нас тоже существовала дискриминация в кино: она не была явной, но о ней все знали. К примеру, в режиссуре практически не было женщин, а Татьяна Лиознова, Светлана Дружинина и другие были лишь редким исключением из устоявшегося правила.
Свои проблемы с правами женщин и других категорий населения были и в Америке. Чего только стоит бесконечный комплекс вины американцев из-за многолетнего угнетения чернокожих. А ведь это происходило относительно недавно. К примеру, темнокожую актрису Хэтти Макдэниел, которую номинировали на «Оскар» за «лучшую женскую роль второго плана» (она сыграла Мамушку в «Унесенных ветром»), во время церемонии даже не впустили в зал – она ждала объявления лауреатов в вестибюле.
Таким образом, возможно, сейчас киноакадемия хочет не диктовать жесткие условия режиссерам и актерам, а напротив – защитить кино от диктата, размышляет Лебедев.
«В нашей среде действительно существовало и продолжает существовать очень много скрытых дискриминационных мер по отношению к тем или иным людям – к женщинам, представителям тех или иных этнических меньшинств. Это не то чтобы декларировалось, но на практике действительно происходит. В последнее время это стало меняться, и от этого не хуже! Нас все время пугает разрушение угнездившихся в сознании штампов, но они мешают обществу развиваться и конкретно мешают раскрываться очень многим людям. Да, американская академия предприняла радикальный шаг, и я не знаю, к чему он приведет, но они пытаются таким образом сломать существующие барьеры не только в обществе, но и в массовом сознании», – сказал режиссер и понадеялся, что «в какой-то момент ситуация выровняется».