Исследователи Медицинского университета Гуанчжоу (Китай) нашли способ снизить негативные последствия недосыпа. Они пришли к выводу, что вызванный недостатком сна риск ранней смерти может быть снижен благодаря физическим нагрузкам, сообщает European Journal of Preventive Cardiology (EJPC).
Ученые проанализировали данные 92 тысяч человек в возрасте от 40 до 73 лет, которых попросили носить браслет с акселерометром. За семь лет, которые продлился эксперимент, умерло 3080 участников – 1074 человека скончались от сердечно-сосудистых заболеваний и 1871 – от рака.
Испытуемые были распределены на три категории по продолжительности сна – короткая (менее шести часов), нормальная (от шести до восьми часов) или длинная (более восьми часов), а также по уровню физической активности – низкий, средний и высокий. Также в расчет принималась интенсивность занятий спортом – от умеренной до интенсивной.
Полученные данные были скорректированы с учетом возраста, пола, этнической принадлежности, депривации, уровня образования, индекса массы тела, диеты, вредных привычек и графику работы. В результате было установлено, что занятия спортом нейтрализуют негативное влияние слишком короткого или чересчур длительного сна.
Отмечается, что у испытуемых с низким уровнем активности короткий и длительный сон коррелировали с повышением риска смерти от всех причин на 16 и 37 процентов соответственно. Люди имевшие средний уровень физической нагрузки, страдали лишь в случае недосыпа (рост преждевременного риска смерти на 41%), а у активно занимавшихся спортом лиц взаимосвязи между ранней смертью и длительностью сна выявлено не было.
При этом у людей с коротким сном и низкой активностью риск сердечно-сосудистых заболеваний и гибели от них оказался повышен на 69%, а у тех кто спал долго, но также пренебрегал спортом на 21% увеличивалась вероятность смерти от рака. При этом в обоих случаях при умеренной или высокой спортивной активности риски полностью исчезали.
Ранее американские биологи выяснили, что женщины легче мужчин переносят многие инфекции благодаря повышенной активности гена KDM6A, копии которого расположены внутри «женских» Х-хромосом.