50 лет назад вышло постановление о строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Это дорога длиной почти четыре с половиной тысячи километров. Она проходит по территории шести регионов. Причем путь непростой – через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности, пересекая бурные реки и проходя сквозь горные хребты. С теми, кто строил БАМ и кто остался там работать, пообщался корреспондент «МИР 24» Артем Васнев.
Тында – столица БАМа. Ее строили москвичи. Самый молодой и самый северный город Амурской области, а когда-то – небольшой поселок, «место, где пасут оленей», гласит один из вариантов перевода названия. Гордость Тынды – уникальный железнодорожный вокзал, построенный в 1986 году. Здание вокзала повторяет силуэт птицы и является самым высоким на Дальнем Востоке – 48 метров. Диспетчер Елена Бабюк на железной дороге 24 года.
На выбор Елены сильное влияние оказал отец Николай Мельничук. На БАМ он приехал в 1979 году из украинского Ровно. Женился, да так и остался здесь жить. Прошел путь от путейца до начальника Тындинской дистанции, где сейчас трудится его дочь.
«В те времена, особенно в 1970-1980-е года, здесь температура летом достигала 40 градусов, а зимой – 60 градусов мороза. Несмотря ни на что, ежедневные выходы на работу, обходы, осмотры пути», – уточнил почетный железнодорожник, ветеран БАМа Николай Мельничук.
Внучка Николая Васильевича Алина – второкурсница железнодорожного вуза, и это третье поколение династии. На выбор профессии, конечно же, повлиял дед. Не заставлял, но настоятельно рекомендовал. Алина уже работает на БАМе как волонтер.
А вот так на перегоне Курьян-Тында строят второй путь. Сейчас делают так называемую «охлаждайку» – ведь теперь «вечная мерзлота» не такая уж и вечная.
«Таяние вечной мерзлоты приводит к деформации земполотна, что влияет на безопасность движения, доставляет неудобства железнодорожным эксплуатирующим организациям. Принцип сохранения вечной мерзлоты построен на том, что по откосу насыпи устраивается слой из камня размером от 200 до 500 миллиметров, предварительно укладывается слой геотекстиля, и солнечные лучи не достигают вечной мерзлоты даже при 40-градусной жаре», – проинформировал директор организации Денис Отливан.
Щебень добывают в нескольких километрах от путей – на Курьяновском заводе. Грузовики заходят в карьер непрерывным потоком. А это тындинское депо. Здесь обслуживают подвижной состав, работающий на БАМе. Два года назад пришли новые суперсовременные локомотивы.
Кабина локомотива эргономична. Есть климат-контроль. Сергей Шеремет говорит: в новой версии будет автопилот. Все для удобства машиниста.
«У него отличный обзор. Кресло машиниста тоже разработано, спроектировано, выпущено в России. Каждый машинист может подогнать под себя», – уточнил исполняющий обязанности начальника гарантийного центра Сергей Шеремет.
В тындинском депо сейчас 21 новый локомотив. Такой может тянуть составы массой более семи тысяч тонн. Поезда в длину могут достигать полтора километра. Такие поезда-длинномеры сейчас ходят по БАМу. В планах увеличить грузопоток всего Восточного полигона железных дорог БАМа и Транссиба до 270 миллионов тонн.
Специальный репортаж, посвященный 50-летию начала строительства БАМа, смотрите после выпуска новостей.