Подвиг «мамы Тони». История жительницы Кыргызстана, которая взяла на попечение 150 детей из блокадного Ленинграда
В Кыргызстане открывают музеи и памятники в честь блокадников. Каждый из жителей Ленинграда оставил след в истории страны. Токтогон Алтыбасарова в 1942 году приютила и спасла 150 детей. Сейчас ее уже нет в живых, но память о ней чтят, передает корреспондент «МИР 24» Алексей Тимаев.
Токтогон Алтыбасарову в селе Курменты и за его пределами знает каждый. В музее собрали ее личные вещи, документы, письма. Когда зашла речь о создании экспозиции, участвовали соседи, друзья и близкие Токтогон.
«Она была как ходячая энциклопедия, была очень образованной, поэтому к Токтогон всегда обращались за советом и молодые, и пожилые жители села. Она еще в годы войны была председателем сельского совета, а было ей тогда всего чуть больше 16. Избирали ее потом на эту должность больше 20 раз», – рассказал житель села Курменты Муратбек Жумакадыров.
«Маме Тоне», так ее прозвали односельчане, было 18, когда в Кыргызстан привезли чудом уцелевших детей из блокадного Ленинграда. Токтогон Алтыбасарова взяла на попечение 150 человек.
«Она рассказывала, что многие не выдерживали вида этих детей. Были женщины, которые падали в обморок. Дети были очень исхудавшие. Скелеты, обтянутые кожей. Многие не могли вставать. Их вручную пересадили на брички».
Из столицы их привезли в это село. Тогда нужно было быстро решить, где разместить такое количество детей.
«В этот барак поселили эвакуированных из Ленинграда детей. Само здание построили в 1939 году. С тех пор оно сильно изменилось. Стало короче, оштукатурили стены, отреставрировали внутри помещения. Единственное, что напоминает о возрасте, – деревянные балки и покрытие крыши, которые с прошлого века так и не изменились», – рассказал Алексей Тимаев.
Одна из воспитанниц детского дома – Валентина Ащеулова. Из Ленинграда ее вывезли, когда ей было пять лет. Убегать приходилось во время бомбежки.
«Постелили большой палас, положили нас всех на пол, без разбора, потому что больше негде было. Пока война шла, вдоволь давали затируху. Затируха вкусная. Наварят, как поросятам, и кушали, а что оставалось делать!?».
Остальные воспитанники Токтогон Алтыбасаровой разъехались по большой стране. Сейчас многих уже нет в живых. «Мама Тоня» прожила в родном селе до самой смерти. Ее не стало в 2015 году.