«Баян, опаленный войной». Аккордеоны и гармони, прошедшие Великую Отечественную войну, показали в Москве
Выставка «Баян, опаленный войной» открылась в Московском государственном институте культуры. Большая часть музыкальных экспонатов прошли Великую Отечественную в составе фронтовых бригад и в солдатских окопах, передает корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев расскажет подробнее.
«Этот баян получил ранение, взорвался где-то недалеко снаряд. Ранило самого баяниста и опалило инструмент», – рассказал Владимир Бондаренко.
Именно с этого баяна, опаленного взрывом, началась коллекция Владимира Бондаренко. В 1993 году в Кыргызстане, где он тогда жил, решили провести фестиваль «Фронтовая гармонь». С участием музыкантов-ветеранов Великой Отечественной. Один из них Петр Манько и подарил тогда инструмент, с которым он прошел всю войну, получил ранение и встретил Победу.
«Я пришел покупать у него велосипед. Копеечное дело. А рядом был вот этот инструмент. Он говорит: «Забирай! У него там где-то клавиша западает, там пружину надо подправить», – вспоминает Владимир Бондаренко.
Чтобы отремонтировать легендарный инструмент, Владимир Павлович обратился к мастеру, тоже фронтовику. Это было настоящее боевое братство гармонистов-баянистов.
В годы войны многие музыканты-самоучки обзавелись хорошими трофейными инструментами. Да и советские фабрики тогда, несмотря на тяжелые времена, перепрофилировались на выпуск гармоней и баянов. Инструменты поставлялись на фронт вместе с оружием и продовольствием.
Сегодня у Владимира Бондаренко в коллекции три десятка инструментов. Баяны, аккордеоны, гармоники. Здесь на выставке больше 10 баянов-ветеранов. Один из самых дорогих принадлежал его отцу - офицеру красной армии Павлу Юдовичу.
«Он был офицером, не каждый солдат мог себе позволить баян», – сказал Владимир Бондаренко.
Идею провести выставку поддержали в руководстве вуза. Экспозицию устроили в холе главного корпуса института культуры. Баянист, композитор и коллекционер Владимир Бондаренко говорит, у каждого инструмента своя судьба. Многие попадают к нему, пройдя через руки нескольких владельцев. Некоторым баянам и аккордеонам уже под 100 лет. И то, что они сохранились, заслуга не только его одного.