Почему российские ученые не верят в созданное японскими коллегами лекарство от паралича?
В Японии заявили о прорыве в лечении паралича. Ученым при помощи однократной инъекции нового препарата удалось вернуть подвижность людям с параличом, вызванным травмами спинного мозга. Можно ли это считать революцией в сфере медицины, телеканалу «МИР 24» объяснил доктор медицинских наук, профессор Андрей Брюховецкий.
Исследование провели специалисты Университета Кэйо. Их метод основан на введении больному индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, которые получают из клеток человека, например, кожи или волос. Затем их перепрограммируют, превращая в нервные клетки. Однако доктор Брюховецкий отметил, что результаты пока не подтверждают полный успех, а скорее являются многообещающим экспериментом.
«Я являюсь вице-президентом Neurorestoratology. Это международная группа людей, кто занимается, в том числе, и спинным мозгом. Нас 300 профессоров со всего мира, которые объединились. Нам постоянно показывают, особенно китайцы, что их пациенты «встали и пошли». Когда начинаешь смотреть больного, то ничего подобного нет. Есть какие-то движения и изменения, но это не то, чего хочет больной, понимаете? Я бы осторожно подходил к заявлениям ученых», – заявил Брюховецкий.
Новые инъекции получили четыре пожилых пациента. Один начал заново учиться ходить. У другого значительно восстановилась подвижность в руках и ногах. Эксперт подчеркивает, что безопасность подобных исследований остается под вопросом. Необходимо учитывать продолжительные эффекты, которые могут возникнуть после вмешательства. А для получения убедительных доказательств эффективности и безопасности нового метода необходимо проводить более масштабные исследования.
«На четырех больных доказательства не делают. Это первое. Второе — клетки сделаны на ретровирусе. Безопасность — сложная вещь, а здесь ретровирусы. Мы не знаем, как они пойдут, ведь это клетки тотипотентные. Они как эмбриональные стволовые клетки. А мы знаем, что в свое время закрыли всю технологию терапии стволовыми клетками, когда стали образовываться тератомы именно из этой группы клеток. Пока желаемое выдается за действительное».
Несмотря на скепсис, профессор Брюховецкий признает, что необходимость в исследовании потенциала стволовых клеток существует. Однако важно сначала остановить процесс дегенерации и иммунных реакций в организме, прежде чем переходить к использованию клеточной терапии.