Асык ату – одна из древнейших игр кочевников. По мнению ученых-этнографов, она появилась на территории Казахстана еще в первом тысячелетии до нашей эры и связана с животноводством и охотой. Возрастного ценза для участия в игре нет: соревноваться на меткость могут и школьники, и пенсионеры. Два года назад национальная игра асык ату была включена в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Для того, чтобы играть в асыки, не нужно дорогого снаряжения, сложной экипировки и особых условий. Главное – вооружиться косточками коленного сустава животных (чаще – мелкого рогатого скота: барашка или козы), и иметь свободную площадку, где можно их расставить. В 2011 году в Казахстане были официально утверждены правила игры в асык-ату, и уже с 2015 года стали проводиться чемпионаты на уровне республики. Более того, в последние годы казахстанская сборная показывает отличные результаты на международном уровне: игра в асыки включена в число этнических видов спорта Всемирных игр кочевников.
Правила игры в асыки несложные. Косточки выставляются в ряд (на кон), задача игроков – с определенного расстояния выбить один или сразу несколько из них своим асыком (сака). Те косточки, которые удастся выбить, становятся добычей игрока.
Сака имеется у каждого, кто играет в асык ату. Обычно для него выбирается самый крупный и, соответственно, самый тяжелый асык из имеющихся в коллекции. Для большего утяжеления в биток заливают свинец и обматывают медной или алюминиевой проволокой. В древности у привилегированных ханских и султанских детей сака заливался даже золотом. В казахской народной сказке «Алтын сака» («золотой сака») хорошо передана ценность этого асыка. Ради нее мальчик чуть не погибает от рук злой колдуньи.
«В последние годы интерес к асык ату растет, особенно после того, как Национальный олимпийский комитет Казахстана официально признал эту игру видом спорта. Сейчас государство оказывает нам финансовую поддержку, спонсирует детей в поездках на соревнования», – рассказал руководитель столичной Федерации «Асык ату» Ескендир Рахметов.
Ескендир Рахметов три раза в неделю тренирует мальчишек и девчонок из Нур-Султана игре в асыки. В столичную сборную входят 30 человек: 15 мальчишек и 15 девчонок. Опытный тренер рассказывает, что у некоторых детей есть врожденные способности, и они показывают отличные результаты уже через пару месяцев, а другим приходится подолгу заниматься, чтобы научиться сносно играть. Однако в любом случае эта древняя казахская игра – лучшая альтернатива смартфонам и другим гаджетам, которые фактически обездвиживают молодежь, считает тренер. Один из его подопечных восьмиклассник Айбек говорит, что самыми сильными соперниками для столичной команды являются сельские ребята:
«Наша команда ездила в Актау, Алматы, Шымкент. В Шымкенте мы были около месяц назад, там участвовали игроки из 10 областей. Наша команда заняла второе место. Первое место досталось команде из Туркестана. Я заметил, что южные регионы самые подготовленные, наверное, потому, что мальчики там мало сидят в сотовых телефонах, так как в аулах плохо ловит связь и плохой интернет».
Играют в асыки в основном на земле: на асфальте быстро изнашивается сака. Очередность бросания определяется следующим образом: битки игроков собираются в руку одного из игроков и затем выбрасываются наподобие игральных костей. Каждый асык может принять четыре основных положения:
- айкур (алшы) – меньшая грань асыка с углублением, первая по значимости при выборе очереди броска;
- таба – плоская грань асыка, вторая по значимости;
- бук (бүк) – выпуклая поверхность асыка, третья по значимости;
- чик (шік) – поверхность асыка с углублением, последняя по значимости;
Если выпадают несколько айкуров, то право первого броска разыгрывается между ними.
Также есть такое понятие как «табан» (стопа). Это расстояние, равное длине стопы бьющего игрока.
В случае выбивания асыка из кона, расстояние между выбитым асыком и чертой кона должно превышать три табана, причем за единицу измерения берется именно стопа выбившего игрока. Таким образом соблюдается принцип справедливости.
«Нужно развивать асык ату, популяризировать эту игру в школах, чтобы дети разминались на переменах, выбивая асыки. Асык ату полезен для здоровья, мы посчитали, что за одну игру каждый игрок тратит энергию как на двухкилометровой пробежке. При игре задействованы все части тела, а главное – мышцы глаз, так как приходится целиться в кость с расстояния пяти-семи метров. Дети развиваются не только физически, но и учатся терпению, считать, соревноваться, работать в команде», – рассказал Ескендир Рахметов.
Существует более десяти видов игры в асыки. Самые распространенные – это алшы, асык ату, хан талапай, уштабан, торт асык. Все игры отличаются друг от друга, количество участвующих варьируется, при этом игроки могут импровизировать и менять правила как им угодно. Названия игр и правила также бывают различными, в зависимости от региона. Некоторые из игр в асыки напоминают такие известные современные игры, как бильярд, шахматы, боулинг. Девочки чаще всего кидают костяшки в хан талапай и бес асык, развивая тем самым мелкую моторику рук и одновременно тренируя глаза.
Девчонки откровенничают, что разучиться играть невозможно, достаточно лишь раз попробовать.
«Однажды я почти полгода не брала кости в руки, а когда вновь начала играть, подбросила асыки и руки сами вспомнили», – поделилась восьмиклассница Айдана.
Сегодня цель столичных спортсменов – войти в национальную сборную, чтобы защищать честь страны уже на международном уровне. В прошлом году на Всемирных играх кочевников за призовые места боролись восемь команд из семи стран. Это Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Россия, Чехия, США, Монголия и Республика Алтай (Россия). Сборную команду Казахстана представляли восемь спортсменов, по итогам игр команда завоевала бронзовую медаль.