Как известно, побеждает тот, кто умеет договариваться, – это главное правило дипломатии. На этой неделе главная кузница дипломатических кадров – МГИМО – отметила 75-й юбилей. С известными выпускниками встретился корреспондент «МИР 24» Максим Драгнев.
Уже на втором курсе МГИМО Александр Скляр понял, что дипломатия не его, но ученье – свет. Музыкальный слух помог сдать ему корейский. После чего он бросает спасательный круг советской дипломатии на востоке.
«Бестолковые ребята по факту, но из этих двух взяли одного бестолкового, я имею в виду по знанию корейского языка. И там я его уже доучивал. Что называется, разведка боем», – признался музыкант Александр Скляр.
Пять лет в Северной Корее Скляр в роли атташе первого дальневосточного отдела МИД СССР. На том и закончил, променяв карьеру дипломата на карьеру музыканта.
Конек МГИМО – отменное знание языков. На символическом дереве их 53. Столько не преподают нигде в мире. Дипломат обязан владеть минимум двумя, а на языке страны пребывания говорить без запинки. Студенты оттачивают в МГИМО и форму, и содержание.
«Дипломат должен быть историком, немножко экономистом, понимать психологию, национальные философии цивилизаций мира. Только тогда он может ориентироваться в стране, в которой он работает», – уверена руководитель Европейского института демократии и сотрудничества Наталия Нарочницкая.
За 75 лет свыше 40 тысяч студентов окончили вуз. Это первая ступенька в МИД, а значит, и за границу.
Юрий Вяземский из МГИМО чуть не вылетел. На втором курсе не смог сдать философию. После диплома с альма-матер не расстался и стал завкафедрой. Да и его однокашники тоже нет-нет, да и заглянут в институт.
«Были все симпатичные ребята, с которыми мы вместе учились. Курсом старше учился Сережа Лавров. Сейчас уже давно работает министром иностранных дел», – отметил заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО МИД РФ Юрий Вяземский.
Сергей Лавров, вероятно, самый известный выпускник. Он, кстати, автор гимна МГИМО. Сегодня на нем держится российский МИД и отчасти российское телевидение, шутит министр.
«Наш курс был отправлен на строительство телецентра, мы рыли котлован рядом с Останкинской башней, которая тогда возводилась. И вот эти две недели были для меня чудесным временем», – признался Сергей Лавров.
Мгимошник Анатолий Котов сегодня во главе Национального олимпийского комитета Беларуси. Дипломатию, только спортивную, изучил и в теории, и на практике.
«Спорт – это очень хороший механизм, чтобы если не решить проблемы, то создать дополнительную возможность для их обсуждения», – говорит Анатолий Котов.
Дочь известного поэта Екатерина Рождественская жизнь с МИДом так и не связала. Учеба в МГИМО для нее «золотые годы», хоть и пришлось несладко.
«Фамилия всегда оказывала влияние, причем как-то очень предвзято. Считали, что я «золотая молодежь» изначально, ничего не хочу, не умею, не буду. Меня даже не взяли из института на стажировку в ЦК КПСС», – вспоминает Рождественская.
Это сегодня Михаил Гусман руководит ТАСС, а в далеком 1966-м бакинский парень приехал поступать и не поступил. Спустя годы признается: просто где-то чего-то недоучил.
МГИМО считался заповедником сначала советской, потом российской элиты. Простой человек туда едва мог попасть. Таких не берут в дипломаты, зато выпускников где только не встретишь. Среди них и два действующих президента – Казахстана и Азербайджана.
«Хотел бы сказать, что увидел в зале немало старых друзей, в том числе мгимовцев. Владимир Владимирович может загадать желание. Вы между двумя выпускниками МГИМО», – однажды предложил президент Азербайджана Ильхам Алиев своему российскому коллеге.