20 лет назад - 31 декабря 1999 года – исполняющим обязанности президента Российской Федерации стал Владимир Путин. Это было связано с досрочным уходом Бориса Ельцина в отставку, который под Новый год сообщил стране: «делал все, что мог, ухожу». Ельцин прямо сказал, что видит Путина своим преемником - человеком, который способен «консолидировать общество». А уходя, произнес историческую фразу: «Берегите Россию!». Как это было – в сюжете корреспондента «МИР 24» Марии Казаковой.
Исторические кадры: Борис Ельцин только что стал пенсионером, Россией с этой минуты руководит Владимир Путин. Так заканчивались 1990-е и начинался новый, 2000 год. За три дня до этого решения о досрочной отставке президента еще не было. Как всегда, заранее, Ельцин записал новогоднее обращение к россиянам, но что-то внезапно изменилось. О чем думал президент и что произошло в эти дни, никому неизвестно. В итоге вся страна увидела другое обращение – второе, которое было записано утром 31 декабря. Слова были совсем непраздничные.
«Я уже отпуск взял в этот момент. Я помню, что утром увидел это сообщение и не поверил своим глазам. Достал бутылку водки, и мы с друзьями распили ее в 10 часов утра. Выпили по поводу такого радикального изменения политической ситуации», – вспоминает председатель Счетной палаты Российской Федерации (2000-2004 гг.), заместитель председателя правительства РФ (2007-2011 гг.) Алексей Кудрин.
Обращение Ельцина длилось почти 11 минут. Первый президент России подвел итог своего правления: «продирались вперед, через ошибки и неудачи, сложное время потрясений».
«Боль каждого из вас отзывалась болью во мне, в моем сердце. Бессонные ночи, мучительные переживания. Что надо сделать, чтобы людям хотя бы чуточку, хотя бы немножко жилось легче и лучше? Не было у меня более важной задачи», – сказал Ельцин.
Президентом РСФСР Ельцин был избран в 1991-м – в год больших перемен. В Москве – смута, на столичных улицах – танки, по всем телевизорам страны «Лебединое озеро», а в декабре не стало Советского Союза. Парад суверенитетов, который начался с Прибалтики, поддержали Азербайджанская и Грузинская ССР. От Молдавской Республики откололось Приднестровье.
Сила инерции двигала страну к дальнейшему разрушению. На геополитической карте посреди России едва не появились новые государства: независимости требовала Уральская республика, суверенитета добивался Татарстан. Тогда же заполыхал и Кавказ. В 1991-м генерал Дудаев объявил о создании независимой Чеченской Республики – Нохчийчоь. Попытки провести переговоры провалились.
Война на Кавказе началась в 1994-м. С тех пор в Чечню отправляют новые и новые батальоны, из Чечни – гробы. Беженцев сотни и сотни тысяч. Это «черная территория». В горах Кавказа проходят подготовку отряды террористов. Боевики едут сюда со всего мира. В 1999-м снова начинаются боевые действия. В Москве и Буйнакске взрывают дома.
«Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов. Все, вопрос закрыт окончательно», – говорил Владимир Путин.
В тот «черный сентябрь» 1999-го Владимир Путин еще был премьером. Уже в декабре, когда вся страна встречала Новый год, он летел в Чечню – в Гудермес. В 40 километрах отсюда шли бои за Грозный.
Утром 1 января 2000 года Владимир Путин дал свою первую пресс-конференцию в новом качестве – исполняющего обязанности главы страны. «Кто бы ни победил, кто бы ни стал президентом России, он обязан будет решить проблему борьбы с терроризмом. Обязан будет решить те задачи, которые мы сегодня решаем в Чечне», – заявил он.
«Он поехал в ту точку, которая была наиболее болезненной на тот период в России. Одно дело, когда тебе докладывают, вал документов идет колоссальный, не во все удается вчитываться. Другое дело - это 5-10 минут на то, чтобы понять, что нужно людям. Ведь надо людей было поддерживать тоже, не только кормить и обувать, их нужно морально и психологически поддерживать: какое вооружение нужно, как местные смотрят?» – подчеркнул руководитель Администрации президента РФ Бориса Ельцина (1998-1999 гг.) Николай Бордюжа.
С моральным духом тогда было плохо. Много отказников и уклонистов. В армию никто не верил. «Столько молодых ребят было выброшено на улицу. Он с детства мечтал быть генералом, дослужился до лейтенанта, и его выбрасывают до старшего лейтенанта, куда он идет? Без зарплаты он к жене не идет, он с копейками идет к ларьку, и все - скатывался», – сказал первый губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков.
«Все 90-е это сплошной стресс, то экономический, то социальный, то политический. А на самом деле все вместе одновременно», – отметил главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Символом 90-х стали ножки Буша. В Россию их тоннами везли из США.
Но замороженные куриные окорочка спасали не всегда. Купить иногда их было не на что. Зарплату людям не платили месяцами. Каждый день перед народом стоял вопрос: что будет на ужин?
«Я поняла, что нашей семье живется очень плохо, после одного случая, который произошел с моей мамой. Маму привлекли в милицию, потому что она пошла и созналась честно, что она ради меня украла курицу. Она говорит: «Мне было так стыдно, что ты ела эту курицу, а я смотрела. Я сейчас говорю, и слезы подкатывают», – призналась заслуженная артистка России Анита Цой.
В 90-е полстраны торговало. Хотели построить рынок, а получился базар. Расхожими стали слова «приватизация», «шоковая терапия», появилось и новое слово – «семибанкирщина». Проще говоря, олигархи.
Разворота назад олигархи испугались в 1996-м. Незадолго до президентских выборов рейтинг Ельцина стремится к нулю. Глава КПРФ Геннадий Зюганов пользуется поддержкой россиян. У коммунистов контрольный пакет в Госдуме. Даже ближайшие соратники Ельцина – начальник охраны Коржаков, директор ФСБ Барсуков, вице-премьер Сосковец – не верят в его победу. Есть еще одна проблема: у президента больное сердце. За несколько дней до второго тура выборов Ельцин переживает очередной инфаркт. Народу говорят: простуда, работает с документами, рукопожатие крепкое.
Победа на выборах 1996 года – последний подвиг Ельцина. Подвиг на деньги олигархов.
«Человек – это существо весьма внушаемое. Я родился после войны, никакого отношения не имел ни к раскулачиванию, ни к репрессиям, хотя много лет руководил силовым ведомством. По моим указаниям не посадили ни одного человека. Тем не менее все свалили на мою голову. Якобы придут, снова раскулачат, репрессируют снова», – сказал председатель КПРФ РФ Геннадий Зюганов.
Олигархи рассчитывали на взаимность. Залоговые аукционы стали ответом на поддержку Ельцина. А там, где деньги, там и власть.
Путину не просто не понравилось. Путин обозначил новые правила: «Чем бы мы сегодня ни занимались – судебной реформой или государственным строительством, – мы обязаны помнить об исконных российских традициях справедливости и законности. Помнить о том, что диктатура закона – это единственная разновидность диктатуры, которой мы обязаны подчиняться», – заявил он.
Другим стал и разговор с Западом: конец однополярного мира, с Россией тоже нужно считаться. Причина таких перемен в новой экономической политике - Москве удалось отдать все долги Международному валютному фонду. Если в 90-е в совокупности их было 22 млрд долларов, то после 2000-го кредиты МВФ Россия больше ни разу не брала. Постепенно удалось погасить и задолженность по зарплатам.
На исходе 90-х уже сам Ельцин понимал, что России нужен другой лидер. То и дело менялись премьеры. Ельцин искал преемника, решение принимал тяжело.
«Знаете, у китайцев есть такая хорошая поговорка: если хочешь узнать человека, возвысь его. Он раскрывается в этом плане сильно. Я думаю, что он на Путине остановился, это тоже неслучайно. Он очень любил людей решительных», – сказал Филатов.
По образованию юрист, кадровый офицер разведки, служил в ГДР. Политическую карьеру начал в Санкт-Петербурге. Работал в мэрии под началом Анатолия Собчака. Отвечал за внешние связи. В 1996 году после поражения Собчака на выборах губернатора, ушел вместе со своим учителем. Вскоре переехал в Москву. Позвали на должность заместителя руководителя управделами президента. Довольно быстро был назначен директором ФСБ. Так что беречь Россию для Путина – задача привычная. Сегодня Путин верен и другой традиции: разговор с народом, без посредников: с 2001 года он провел 17 прямых линий.
«Если мы посмотрим на то, что из себя представляла наша страна вначале 2000-х и что сейчас, это почти две разные страны. Я уже не говорю про вопросы, связанные с безопасностью. Что греха таить, надо прямо называть вещи своими именами: еще до 2006 года проходили активные боевые действия на Кавказе с применением танков, авиации и другой тяжелой техники. Вы понимаете?», – подчеркнул Путин.