Страсти по газу. «Южный поток» стал «Турецким потоком»
Президенты России и Турции в Стамбуле торжественно открыли газопровод «Турецкий поток». У этого проекта непростая история. «Поток» должен был быть «Южным» или даже «Болгарским». Но вмешалась большая политика, и он поменял и направление, и название. Об историческом событии – корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Казалось бы, обычный поворот декоративного вентиля, но огромный скачок в отношениях России, Турции и Европы.
Говоря о враждебной среде, Владимир Путин имел в виду условия на дне Черного моря: давление, соленость и избыток сероводорода. Предшественником «Турецкого потока» был «Южный поток», только через Болгарию. Но в 2014-м году после визита американских сенаторов власти республики свернули работы на своей территории. А когда «Турецкий поток» уже достраивали, Болгария решила присоединиться к проекту. Может поэтому, чувствуя неловкость ситуации, премьер страны Бойко Борисов лишь слегка прикасался к декоративному вентилю. Зато Реджеп Эрдоган торжествовал, даже вспомнил русскую народную мудрость. «В русской пословице говорится: умный попутчик – уже половина пути пройдена», – заметил турецкий президент.
И действительно, Россия и Турция подошли к этому проекту с умом и энтузиазмом. Во время укладки морского участка, а это целых 900 километров, установлен мировой рекорд скорости подводного монтажа труб – более шести километров в сутки. Но мало кто знает, что первые достижения «Турецкого потока» были в российской глубинке. Старинный городок Выкса, что под Нижним. Тут делали трубы для газопровода. Технология, которая впервые была внедрена именно здесь.
Та самая труба, из которой и состоит «Турецкий поток», теперь в цеху стоит на почетном месте. Казалось бы, железная бочка, что в этом такого? Но на самом деле в производстве она очень сложна. При толщине стенки в 39 миллиметров (это очень много) и диаметре самой трубы 813 (это очень мало) сложно придать ей идеально круглую форму. Попробуй-ка скрути такой стальной лист! И здесь крутили. 20 труб за час, а всего 49 тысяч. Валерий Сазонов настраивал станки, чтобы под многотонным прессом лист металла принял нужную форму.
Если бы диаметр труб отличался, то их невозможно было бы сварить вместе. Каждая должна была идеально подходить к другой – операция, схожая со стыковкой космических кораблей. Кстати, изначально толщина стенки трубы должна была быть на два миллиметра больше – 41. Вроде ерунда. Но оказалось, что в мире нет оборудования, способного в промышленных масштабах сгибать из него трубы. Тогда российские инженеры предложили закалять саму трубу. Словно клинок. Это позволило уменьшить толщину стенок, не потеряв в прочности.
«Требование данного проекта нас обязывало греть при определенной температуре определенное время, чтобы трубу механически состарить и упрочнить», – сказал технолог Антон Поливцев.
Причем, каждую трубу подводной части укрепляли слоем бетона, а внутри наносили покрытие, которое сглаживает все шереховатости металла. Да, газ тоже могут тормозить швы и микроскопические выступы. Трубы проверяли в лаборатории, где создавалась черноморская среда.
«Берется проба, закладывается на месяц в резервуар со специальным раствором, там происходит процесс, поддерживается воздухом микрофлора этого раствора, и после всего оценивается наличие трещин на этом металле», – пояснил Антон Поливцев.
Давление на глубине, соль и сероводород все вместе вызывают трещины, а не только ржавчину. Это тоже приходилось учитывать. Из Выксы проверенные трубы уже доставлялись на побережье, откуда судно швейцарской компании начало их укладку от компрессорной станции «Русская», что в Анапе. Оно же занималось и укладкой «Северного потока-2». Но в декабре 2019-го США ввели санкции, как сами сказали, заботясь об энергетической безопасности Европы.
«Компания All Seas Group основные деньги на этих проектах заработала. Она поступила по-капиталистически: у нее в Мексиканском заливе есть перспективный бизнес, и она туда ушла. Если бы санкции были введены в начале реализации «Турецкого потока», то она поступила бы тоже по-капиталистически. «Турецкий поток» и «Северный поток-2» – очень большие проекты. All Seas Group заработала приличные деньги», – заявил директор Финансового университета при правительстве Константин Симонов.
К тому же «Турецкий поток», как считают политологи, был важен самой Турции. Она же теперь тоже – транзитная держава. Труба, которая считалась частью российской политики в Европе, стала элементом турецкого влияния.
Из Турции газопровод пошел уже в Болгарию и Грецию. Одна ветка потока предназначена для внутренних нужд Турции, другая для Южной и Юго-Восточной Европы. На подходе «Северный поток-2» через Балтику, трубы для которого тоже делали в Выксе.