on air preview
Прямой эфир
ЭКОНОМИКА

Страсти по газу. «Южный поток» стал «Турецким потоком»

Президенты России и Турции в Стамбуле торжественно открыли газопровод «Турецкий поток». У этого проекта непростая история. «Поток» должен был быть «Южным» или даже «Болгарским». Но вмешалась большая политика, и он поменял и направление, и название. Об историческом событии – корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.

Казалось бы, обычный поворот декоративного вентиля, но огромный скачок в отношениях России, Турции и Европы. 

«Установлено в том числе на более чем двухкилометровой глубине свыше 1800 километров труб. Это сложная тяжелая работа. Между прочим, это высокотехнологичная работа. Ведь газопровод пролегает не только на такой огромной глубине, но и в абсолютно враждебной среде», – сказал Владимир Путин.

Говоря о враждебной среде, Владимир Путин имел в виду условия на дне Черного моря: давление, соленость и избыток сероводорода. Предшественником «Турецкого потока» был «Южный поток», только через Болгарию. Но в 2014-м году после визита американских сенаторов власти республики свернули работы на своей территории. А когда «Турецкий поток» уже достраивали, Болгария решила присоединиться к проекту. Может поэтому, чувствуя неловкость ситуации, премьер страны Бойко Борисов лишь слегка прикасался к декоративному вентилю. Зато Реджеп Эрдоган торжествовал, даже вспомнил русскую народную мудрость. «В русской пословице говорится: умный попутчик – уже половина пути пройдена», – заметил турецкий президент.
  
И действительно, Россия и Турция подошли к этому проекту с умом и энтузиазмом. Во время укладки морского участка, а это целых 900 километров, установлен мировой рекорд скорости подводного монтажа труб – более шести километров в сутки. Но мало кто знает, что первые достижения «Турецкого потока» были в российской глубинке. Старинный городок Выкса, что под Нижним. Тут делали трубы для газопровода. Технология, которая впервые была внедрена именно здесь.
 
Та самая труба, из которой и состоит «Турецкий поток», теперь в цеху стоит на почетном месте. Казалось бы, железная бочка, что в этом такого? Но на самом деле в производстве она очень сложна. При толщине стенки в 39 миллиметров (это очень много) и диаметре самой трубы 813 (это очень мало) сложно придать ей идеально круглую форму. Попробуй-ка скрути такой стальной лист! И здесь крутили. 20 труб за час, а всего 49 тысяч. Валерий Сазонов настраивал станки, чтобы под многотонным прессом лист металла принял нужную форму. 

«Отклонение должно было составлять не более одного миллиметра – это очень сложно. Поэтому для дальнейших переделов мы должны были очень качественную заготовку сделать», – рассказал наладчик Валерий Сазонов.

Если бы диаметр труб отличался, то их невозможно было бы сварить вместе. Каждая должна была идеально подходить к другой – операция, схожая со стыковкой космических кораблей. Кстати, изначально толщина стенки трубы должна была быть на два миллиметра больше – 41. Вроде ерунда. Но оказалось, что в мире нет оборудования, способного в промышленных масштабах сгибать из него трубы. Тогда российские инженеры предложили закалять саму трубу. Словно клинок. Это позволило уменьшить толщину стенок, не потеряв в прочности.

«Требование данного проекта нас обязывало греть при определенной температуре определенное время, чтобы трубу механически состарить и упрочнить», – сказал технолог Антон Поливцев. 


Причем, каждую трубу подводной части укрепляли слоем бетона, а внутри наносили покрытие, которое сглаживает все шереховатости металла. Да, газ тоже могут тормозить швы и микроскопические выступы. Трубы проверяли в лаборатории, где создавалась черноморская среда. 
 
«Берется проба, закладывается на месяц в резервуар со специальным раствором, там происходит процесс, поддерживается воздухом микрофлора этого раствора, и после всего оценивается наличие трещин на этом металле», – пояснил Антон Поливцев.

Давление на глубине, соль и сероводород все вместе вызывают трещины, а не только ржавчину. Это тоже приходилось учитывать. Из Выксы проверенные трубы уже доставлялись на побережье, откуда судно швейцарской компании начало их укладку от компрессорной станции «Русская», что в Анапе. Оно же занималось и укладкой «Северного потока-2». Но в декабре 2019-го США ввели санкции, как сами сказали, заботясь об энергетической безопасности Европы. 

«Компания All Seas Group основные деньги на этих проектах заработала. Она поступила по-капиталистически: у нее в Мексиканском заливе есть перспективный бизнес, и она туда ушла. Если бы санкции были введены в начале реализации «Турецкого потока», то она поступила бы тоже по-капиталистически. «Турецкий поток» и «Северный поток-2» – очень большие проекты. All Seas Group заработала приличные деньги», – заявил директор Финансового университета при правительстве Константин Симонов. 
 
К тому же «Турецкий поток», как считают политологи, был важен самой Турции. Она же теперь тоже – транзитная держава. Труба, которая считалась частью российской политики в Европе, стала элементом турецкого влияния. 

«С политической точки зрения для Турции это существенный проект, поскольку у президента Эрдогана есть амбиции политического влияния на европейские страны, и на страны Ближнего Востока», – комментирует политолог Евгений Бень.

Из Турции газопровод пошел уже в Болгарию и Грецию. Одна ветка потока предназначена для внутренних нужд Турции, другая для Южной и Юго-Восточной Европы. На подходе «Северный поток-2» через Балтику, трубы для которого тоже делали в Выксе. 

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости