Как будут разрабатывать операционные системы и другое программное обеспечение в России?
В России разработают свои безопасные операционные системы и другое программное обеспечение. На эти цели в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» выделено более 1,5 миллиарда рублей. Насколько сложная задача стоит перед разработчиками, как и когда она может быть решена, телеканалу «МИР 24» рассказал генеральный директор компании – разработчика искусственного интеллекта Роман Душкин.
Уже известно, что 1,5 миллиарда рублей из федерального бюджета получит федеральная служба по техническому экспортному контролю, отвечающая за реализацию федерального проекта «Информационная инфраструктура». Всего в рамках проекта она курирует пять подпроектов, субпроектов, которые закреплены за разными вузами. Есть какая-то информация, что это за проекты, о чем они?
- Надо открывать паспорт программы, и там это все должно быть написано. Я так понимаю, что там не только вузы, но и исследовательские институты типа знаменитого ESPRAN. И, собственно, почему вузы? Потому что там все-таки сосредоточены интеллектуальные кадры нашей страны, плюс у государства с ними очень плотный контакт. Я тоже преподаю в ядерном университете, в нашем МИФИ, и мы также исполняем различные гранты. Программы исполняются у нас в разных подразделениях. Так что это обычная история и в том числе, скорее всего, также и мера поддержки подобных организаций, институтов.
При разработке такого типа программ, программного обеспечения, самая основная задача – это безопасность. Можно ли, создавая из уже известных каких-то кусков и фрагментов что-то новое, добиться стопроцентной безопасности? Потому что я помню, что то, что сделал один человек, другой сможет разобрать, ну или взломать, в конце концов.
- Да, все верно. У меня в голове только один есть пример, когда можно добиться 100% безопасности. Там сама математика встает на защиту. Но когда мы делаем такие сложные системы, конечно же, 100% безопасности добиться практически нереально. И более того, мы в текущем технологическом укладе можем сделать уровень безопасности настолько близким к 100%, что там потребуется время жизни миллионов и миллионов в наших вселенных для того, чтобы взломать так вот в лоб. Но это не значит, что завтра не появится новой технологии и, как следствие, новой угрозы, которая должна быть учтена заново в модели угроз. Поэтому должен проводиться постоянный аудит безопасности, должна актуализироваться и модель угроз, и модель нарушителей, и все эти и прочие аспекты информационной безопасности, о которых, кстати, у нас в стране прекрасно знают, в этом отношении наши специалисты одни из лучших в мире. И ФСТЭК тот же самый, и его подведомственная организация – это одни из лучших профессионалов, которые мне вообще известны. Я с ними прямо сейчас очень плотно работаю. Соответственно, при появлении новой технологии необходимо актуализировать модели угроз и пересматривать схемы информационной безопасности.
Это та самая бесконечная борьба брони и снарядов. При сегодняшних условиях сколько может занять разработка отечественной программной системной оболочки?
- Я надеюсь, что те цели, которые поставлены в национальной программе или федеральной программе, они вполне достижимы, потому что ставят эти цели эксперты, понимающие толк в деле. И опять же, мы не с нуля разрабатываем. И есть российские операционные системы, их большое количество. И сейчас акцент будет сделан именно на вопросе информационной безопасности. А поскольку специалисты у нас есть, головы у нас светлые, то все будет хорошо, я думаю.
А сколько? Полгода? Год? Два?
- Цикл разработки длительный. Год, может быть, два, не могу сказать. Это опять же итерационный процесс. То есть реализовали, проверили, причем должен быть диверсионный анализ.