Счастье и одиночество Светланы Карпинской: как сложилась судьба «девушки без адреса»?
Светлана Карпинская – актриса театра и кино, известная многим ролью Кати Ивановой в фильме Эльдара Рязанова «Девушка без адреса». Слава после этой роли свалилась на юную девушку снежным комом – поклонники обивали пороги, на адрес киностудии приходили бесконечные письма с признаниями в чувствах, поступали многочисленные предложения о съемках. Но Карпинская, несмотря на это, всю жизнь была обижена на режиссера. Почему так случилось? И какие еще переживания о своей судьбе скрывала Карпинская под маской силы и оптимизма? MIR24.TV расскажет о нелегкой судьбе «девушки без адреса».
Как студентка без актерского образования стала звездой экрана?
«Девушка без адреса» – вторая картина Эльдара Рязанова, которую сам режиссер не очень возлюбил. По его мнению, лента вышла намного слабее его дебютной «Карнавальной ночи». Однако «Девушку без адреса» любят и смотрят до сих пор, спустя более чем 60 лет. Тем более что картина пестрит звездными именами советского кино: Николай Рыбников, Юрий Белов, Сергей Филиппов, Зоя Федорова, Эраст Гарин.
Интересно, к слову, как в этот список именитых актеров протиснулась 20-летняя, никому не известная студентка филфака ЛГУ Светлана Карпинская. Ведь у нее даже не было актерского образования. Изначально роль Кати Ивановой была предназначена Людмиле Гурченко, блиставшей в первом фильме режиссера, но ее кандидатуру отклонили члены художественного совета студии. И они же «настоятельно рекомендовали» присмотреться к Карпинской. После этого Рязанов не мог не утвердить ее на роль – даже пробы не потребовались.
Натянутые отношения с Рязановым и проблемы на съемках
Отношения между актрисой и режиссером были весьма натянутые. Возможно, давление свыше послужило тому виной. Рязанов, конечно, не высказывал своего недовольства Карпинской вслух, но всячески проявлял его отношением и действиями. От того у актрисы сохранилась обида на Рязанова на долгие годы. Самая значимая роль в ее фильмографии стала весьма травмирующим опытом.
Так, актриса долгие годы вспоминала о том, что Рязанов запретил гримерам наносить Карпинской макияж, а костюмеры по его указанию были вынуждены одевать девочку в одежду «попроще». Такое отношение режиссера к исполнительнице главной роли показалось странным не только самой Светлане, но и ее коллегам по фильму. Актриса вспоминала, что когда ее снова одели в весьма странные одежды, а на голову повязали косынку, Николай Рыбников не выдержал и сказал режиссеру:
И это было не единственной неприятностью на съемках. Например, во время съемок эпизода, где актриса сидит под проливным дождем на скамейке, Светлана заработала ангину и проболела два месяца. А все потому, что снимали сцену в декабре при минусовой температуре, поливая бедную героиню из шланга. Чтобы Светлана не простудилась, Рязанов распорядился выдать ей необычное согревающее средство – коньяк. Правда, актриса была не пьющей.
Тогда за девушку заступился Эраст Павлович Гарин. Он увидел, что актриса не здорова, потрогал ее лоб и закричал: «Сволочи! Что же вы делаете? Решили погубить девчонку?». После такой сцены Рязанов пошел навстречу и разрешил актрисе взять больничный.
В общем, Карпинская чувствовала себя довольно ущемленной. О неприязни к ней говорит и тот факт, что актрису во время съемок поселили не в гостинице с остальной группой, а «на жуткой квартире с какой-то теткой». За ней не присылали машину, да и в целом относились как к «нелюбимому ребенку» – а ведь она исполняла главную роль.
Карпинская с грустью вспоминала те времена и отзывалась отрицательно о работе в кино:
Несмотря на все трудности и нелюбовь режиссера к своему детищу, фильм имел большой успех. Тогда на Светлану Карпинскую снежным комом свалилась народная любовь: на адрес студии приходили многочисленные письма от поклонников, на улицах ее узнавали и не давали спокойно пройти. Однако актриса по-прежнему была недовольна ролью и даже не смотрела на себя на экране. Лишь спустя много лет она признала, что картина вышла неплохой.
«Мне ближе театр»
После такого успеха девушку тут же приняли в Ленинградский институт театра, музыки и кино, причем сразу на второй курс. Параллельно она осталась изучать филологию в ЛГУ на заочном отделении. Получив профессию актрисы, Карпинская выбрала для себя театральную сцену – там она действительно блистала, в то время как на экране самой ее заметной ролью так и осталась «Девушка без адреса».
В 1963 году Карпинская стала служить в Театре комедии, которому посвятила 50 лет своей жизни. Предпочтение театру артистка отдала еще и потому, что в кино ей предлагали в основном роли «девочек-припевочек». А в театре она реализовала себя как актриса классического репертуара. Иногда, конечно, Карпинская возвращалась на экраны. Одной из ярких работ стала роль медсестры Фаины в телевизионном фильме «На всю оставшуюся жизнь» режиссера Петра Фоменко. Актриса говорила, что эта героиня напоминала ей Катю Иванову своей независимостью и остроумием.
Повезло в театре, не повезло в любви
Светлана Карпинская признавалась, что могла бы добиться большего успеха на своем поприще, но в приоритет всегда ставила семью. Часто она жертвовала карьерными возможностями ради благополучия близких.
Первым мужем актрисы стал сокурсник Дмитрий Зинченко, поженились они во время учебы. Брак продержался несколько лет и был несчастливым – было много манипуляций и зависти со стороны мужа, который имел меньшие успехи в карьере, чем супруга. Последней каплей стала просьба сделать аборт. Вторым избранником Светланы стал актер Геннадий Воропаев – отношения они не узаконили, но у пары появилась совместная дочь Катя. Дочь по стопам матери не пошла, а стала преподавательницей английского языка. Несмотря на постоянное внимание со стороны мужчин и бесконечные письма от поклонников, Светлана Карпинская так больше и не вышла замуж.